Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Большое значение для осмысления хронологии имеет периодизация истории. Периодизацию можно изобразить в виде различных схем (см. предыдущий параграф). Задания к ним могут быть различными: на обоснование этапов в развитии событий, на отнесение событий к определенному этапу, на выявление ключевых переломных точек, на обоснование критериев периодизации, на составление своей собственной периодизации.
Одним из средств конкретизации исторического материала являются цифры. Г.И.Успенский писал, что «вся эта крупа цифр начнет принимать человеческие образы и облекаться в картины ежедневной жизни, то есть начнет получать значение не мертвых и скучных знаков, а, напротив, значение самого разностороннейшего изображения жизни».
рис.5
Наглядными средствами при работе с цифровым материалом служат статистические таблицы, графики, диаграммы. Целую систему познавательных заданий с использованием этих средств разработал методист В.С.Грибов. Он предлагает для более эффективного осмысления статистического материала переводить данные таблиц в графики и диаграммы. Примером может служить таблица, демонстрирующая показатели Севера и Юга США к началу гражданской войны. Он берет следующие показатели: население, наемные рабочие, капитал промышленных предприятий, капитал банков. Ученикам предлагается по приведенным данным построить столбиковые диаграммы и проанализировать их[1]. В других случаях методист предлагает составить график роста динамики мирового промышленного производства, диаграммы, отражающие рост сети железных дорог, колонизацию Африки, людские потери в войнах XIX—начала XX в. Все это предполагает использование статистического материала.
Большую роль в работе с цифрами играет анализ статистических таблиц. Не случайно многие составители рабочих тетрадей в последнее время включают такие таблицы в пособия для школьников. Задания к подобного рода таблицам могут быть следующими: прокомментировать и проанализировать таблицу, составить сообщение, найти и выявить тенденции развития чего-либо, объяснить причины изменений в цифровых данных. Например, В.С.Грибов предлагает составить сообщения о британском экспорте в 1875—1914 гг., о связи внешней политики США и экспорта капитала, о материальном положении рабочих и т.д.
Мы также используем статистические таблицы для анализа исторического материала. Приведем несколько примеров из истории России XIX в. В рабочей тетради по данному периоду мы приводим таблицу из книги К.И.Арсеньева «Начертание статистики Российского государства». Таблица отражает социальный состав населения России в начале XIX в. Автор этой книги — известный профессор, статистик, преподаватель Петербургского университета. Ученикам предлагается изучить статистические данные и определить, по какому принципу было поделено все население России. Предлагается также сверить эти данные с иными источниками. В то же время сообщается такой факт из биографии К.И.Арсеньева: он был отстранен от преподавания в университете и осужден университетским судом в 1821—1822 гг. (см. рис. 6).
рис.6
Статистические таблицы учитель также может использовать при анализе прибыльности или полезности тех или иных объектов или мероприятий. Примером может служить Николаевская железная дорога — памятник эпохи Николая I. По данным «Справки о стоимости ее строительства» за 14 лет ее сооружения было истрачено 72 371 780 рублей 64 копейки. Сопоставляя эти данные с таблицей грузооборота этой дороги в первые пять лет функционирования, учащиеся должны сделать вывод о ее окупаемости (см. рис. 102).
Статистические таблицы можно также использовать на уроке истории для анализа уровня жизни тех или иных слоев населения. Такие таблицы и задания к ним предложили в своем учебнике Л.Н.Жарова и И.А.Мишина. Таблицы с цифрами целесообразно использовать и при оценке какого-либо исторического явления или события. Наглядно мы можем это продемонстрировать на примере таблицы «Состав Государственной Думы в России» (рис.7).
рис. 7
Подводя итог вышесказанному, можно резюмировать основные тезисы курсовой работы.
Это интересно:
Лингвистические основы методики развития связной речи
Термин «связная речь» в современной науке употребляется в нескольких значениях: процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела работы по развитию речи (Б.А. Глухов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.Н. Щукин); отрезок речи, обладающий зна ...
Театрализованные игры как художественная деятельность
А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. Дети ...
Характеристика логического мышления
В математике существует множество различных действий сложения и вычитания для любого возраста. Они разнообразные и интересные, сложные и не очень. И каждый человек должен решать их самостоятельно, к каждому действию должен уметь находить индивидуальный подход. Среди этих действий, решение которых, ...