Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Каждый учитель истории знает о том, что на уроке необходимо использовать карту. Однако сегодня школа располагает значительно меньшим по объему, чем раньше, и весьма некачественным картографическим материалом.
Преобладают карты, выполненные на основе старой методологии и посвященные в основном территориальным изменениям, политико-объединительным процессам в государствах или военным событиям. В настоящее время не более десятка карт отражают новые подходы к содержанию исторического материала. На них изображены религиозные процессы, экономико-демографическое развитие регионов, культурные достижения стран и народов и т.д. К числу таких карт можно, например, отнести некоторые из атласов, выпущенных в 1998 г. издательством «Дик»: «Христианская церковь в раннее средневековье», «Средневековые города», «Сельское хозяйство и промыслы в XI-XIV веках», «Монастырские школы и университеты в Западной Европе», «Книгопечатание и гуманизм в XIV-XV веках». В атласе по новой истории под редакцией М.В. Пономарева имеется карта, посвященная материальной культуре европейского общества и духовной культуре стран Европы в XIX веке. Впервые в практике создания карт на ней обозначены архитектурные памятники различных стилей, музеи и театры, основанные в XIX веке.
В атласе «История цивилизаций», изданном в 1997 г., отбор картографического материала пересмотрен в корне. Большое внимание уделено эволюции орудий труда, изобретений, техническому прогрессу, памятникам и деятелям культуры, важнейшим мировым культурно-религиозным очагам, истории церкви и наследию различных эпох. Географические ассоциации культурной деятельности людей воплотились в картах: «По следам гомеровских сказаний», «Под небом Эллады», «Колыбель христианства», «Феодалы и крестьяне», «Гуманизм и Возрождение», «Век просвещения», «Век железа и пара» и т.д.
Гораздо меньше таких карт по истории России. Пожалуй, единственным примером является карта «Просвещение в Российской империи в конце XIX века» в атласе по истории России XVIII—XIX веков под общей редакцией П.А. Степняка.
Из трех основных типов исторических карт — общих, обзорных и тематических сегодня явно превалируют последние. Тематические карты посвящены отдельным историческим событиям и явлениям, многие из них разгружены от лишних деталей и обозначений, но содержат наглядно-художественные символы раскрываемых событий. Темами этих карт по старой методической традиции выступают войны и важнейшие события внутренней политики (например, реформация, опричнина, отмена крепостного права и др.).
Общие и особенно обзорные карты стали гораздо реже, чем ранее, использоваться в атласах и учебниках. При этом их применение в учебном процессе изменилось. Теперь в ряде тем обзорные карты представлены комплектом в количестве 2— 3 штук. Они отражают ряд последовательных моментов в развитии изучаемых явлений и состоянии их в определенный момент. Это позволяет избежать давно существующего недостатка, когда вся информация содержится в одной карте. В атласе по истории России до XVII века представлены комплекты из 3—4 карт: «Территориальный рост Московского княжества в 1300—1462», «Феодальная война. 1425—1453 гг.», «Русско-турецкие войны XIX века».
Весьма распространенным приемом в атласах стало помещение на одном развороте двух-трех карт для сравнения. Например, в атласе «История цивилизаций» это карты «Древняя Индия и Китай», «Средневековый Китай и Япония», «Англия без короля» и «Франция и ее король».
По-иному сегодня в преподавании истории видится использование схематических карт. Локальные планы и картосхемы ранее были «бесплатным приложением» к большим картам. Они были призваны детализировать отдельные фрагменты большой карты. Сегодня во многих пособиях картосхемы стали самостоятельными. Они представляют не только подробности военной истории, но и очаги культуры и культурно-этнические процессы. Например, к таким картосхемам в атласе по истории средних веков относятся: «Средневековые города», «Папское государство в Италии», «Плавания викингов», в атласе «История цивилизаций» — планы «Вечного города», Иерусалима.
Историю также невозможно изучать без знания дат, а они могут быть представлены с помощью различных средств наглядности. Методисты давно обращали внимание на проблему изучения хронологии и связывали ее с наглядными средствами обучения. Так, И.В. Гиттис писала о том, что хронологические даты — это «вехи», «вестовые столбы» на пути развития исторических процессов. Хронология — «градусная сеть», наброшенная на историю человечества.
В свете вышесказанного целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о методике работы с картинами и иллюстрациями к учебникам на уроках истории.
Для реализации данной цели в курсовой работе рассматриваются следующие вопросы:
- методика использования карт на уроках истории;
- цифровые данные как средство наглядности и обучения хронологии.
Цель и задачи курсовой работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы.
Это интересно:
Идеи К.Н. Вентцеля в современной педагогической
практике
С начала 90-х годов воспитание подрастающего поколения в российской Федерации получило возможность развиваться на принципах свободы, демократии, гуманизма. Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации "Об образовании" и другие законодательные акты определили общие ориентир ...
Личностные особенности младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Становление личности умственно отсталого ребенка непосредственно связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность, а также биологические особ ...
Исследование уровня креативности у условно здоровых детей
старшего дошкольного возраста и детей с СДВГ
Цель исследования: определить уровень креативности у детей старшего дошкольного возраста. Объект: дети младшего дошкольного возраста МДОУ Детского сада №1 «Аленушка».5 детей – гиперактивных, 5 детей – условно здоровых. Предмет: уровень креативности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи иссл ...