Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В сегодняшней ситуации отсутствия в ряде школ настенных карт полезно прислушаться к рекомендациям старейших методистов В.С. Мурзаева и Д.Н. Никифорова, которые советуют чертить на доске хорошо запоминающийся детьми географический контур с последующим его заполнением. Так, например, Апеннинский полуостров легко уподобляется сапогу, Африка и Индия — треугольнику, Пиренейский полуостров — профилю головы в капюшоне и т.д. (см. рис. 1).
Контур Африки
Контуры Греции и Италии
рис.1.
Методист Г.И. Годер также рекомендует использовать меловые картосхемы. Методическое преимущество картосхемы заключается в том, что она содержит ограниченную и необходимую информацию для определенного урока. В настенной же карте детям порой трудно бывает выделить картографические объекты, необходимые для данного урока. Второе преимущество заключается в том, что информативная нагрузка увеличивается в такой схеме постепенно, на глазах учащихся, и легче усваивается ими.
Г.И. Годеру принадлежит подробная характеристика системы работы учителя и учащихся с контурными картами в 5 классе. В работе с контурными картами, по его мнению, важно обращать внимание детей на отображение четкой береговой линии, гидрографическую сеть и города. Желательно эти географические ориентиры и фон заполнять до выполнения основной работы над историческим материалом.
Контурные карты в современном исполнении во многом устарели. Они перепечатываются десятилетиями и сопровождаются заданиями репродуктивного типа. Закрашивание контурных карт с попутным выполнением однообразных заданий не только не способствует развитию учащихся, но и задерживает его, особенно в старших классах. Видимо, в такой ситуации учитель истории может использовать контурные карты лишь как физико-географический фон для выполнения творческих заданий.
Формирование у школьников картографических знаний и умений начинается с простейших действий, со знакомства с отдельными странами, затем изучается история единого мира в тот или иной период. Карта становится одним из важнейших средств извлечения сущностных знаний. На заключительном этапе школьники поднимаются от знаний исторической топографии и умений ею оперировать к представлениям о динамике геополитического положения государств, цивилизаций.
Сегодня в работе с картой очень большое место занимают геополитические факторы — комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, отношения с соседями, приоритетные направления политики, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций.
Одним из важнейших направлений в работе с картой является обучение школьников умению ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их проговаривание. В качестве ориентиров при показе по карте нужно использовать знакомые детям объекты — города, реки, моря, части суши. Полезным методическим приемом в этой работе является «путешествие по карте»: ребятам предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах.
Преодолению многих трудностей при ориентировании по карте способствует ряд методических приемов. Одной из таких трудностей является четкое усвоение сторон горизонта, как вспомогательного способа нахождения и локализации исторического объекта. При этом можно использовать заранее изготовленные ребятами «компасы» со сторонами света из бумаги: регулярное их наложение способствует преодолению трудности и препятствует появлению негативных формулировок в обозначении объекта типа: «выше—ниже», «вправо—влево».
Описывая прием локализации исторических событий на карте, т.е. отнесение их к определенному месту, методист А.А. Вагин предлагал выявлять ускоряющее или замедляющее влияние географической среды. Например, для Древней Греции, Англии — роль мореплавания и торговли. Помочь этому, призвана демонстрация наряду с картой картины или небольшой аппликации. Такой вспомогательный прием методист назвал «живой» картой или «оживлением» карты. Прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий. Полезно также их передвижение по карте. Например, передвигают фигурку варвара на границе Римской империи, изображение верблюда вдоль Великого Шелкового пути, каравеллу на путях Великих географических открытий. С помощью «живой» карты учитель получает возможность вычленить, подчеркнуть нужные элементы исторической карты, сосредоточить внимание школьников на важнейших объектах, облегчая процесс запоминания. В то же время А.А. Вагин предупреждал, что условная наглядность карты не должна подменяться изобразительной.
Это интересно:
Международное миротворческое движение «Харитоновцы»
Движение возникло в 2006 году и было названо в честь нашего земляка, моряка-героя Валерия Харитонова, погибшего в 1961 году на атомной субмарине «К-19». Харитонов стал одним из 8 добровольцев, пожертвовавших жизнью ради предотвращения взрыва на подлодке, который мог послужить сигналом к началу 3-й ...
Экспериментальные школы в России
На рубеже 80-90-х годов в школе России произошел резкий всплеск экспериментальной деятельности. Он возник не на пустом месте. Ему предшествовала деятельность учителей-новаторов 60—80-х годов (И.П. Волков, Т.И. Гончарова И.П. Иванов, Е.И. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, А.Н. Тубельский и др ...
Методические рекомендации по развитию мотивации младших
школьников
«Всякая диагностика мотивации учения не является самоцелью, она предполагает дальнейшую коррекцию мотивации учения в случае необходимости» – Н.В. Елфимова. Коррекция отношения к учению как коррекция того смысла, который учение имеет для ученика, осуществляется в деятельности ребенка и окружающих ег ...