Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
4) среднего рода: жюри (в собирательном значении; ср.: жюри постановило).
4. Слова, обозначающие животных, птиц и т.д.
Несклоняемые существительные, обозначающие одушевленные предметы (кроме лиц, см. выше), относятся к мужскому роду, например: зебу, пони, шимпанзе, какаду, кенгуру, фламинго, макао, нанду, коала, жако. При этом мужской род употребляется безотносительно к полу животного. Однако если контекст указывает на самку, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода, например:
кенгуру несла в сумке кенгуренка, шимпанзе кормила детёныша.
Двуродовыми являются слова колли, гризли (средн. и муж.).
5. Географические названия
Род несклоняемых существительных, обозначающих географические собственные имена (названия городов, рек, озёр, островов, гор и т.д.), определяется по грамматическому роду нарицательного существительного, выступающего в роли родового понятия (т.е. по роду слов город, река, озеро и т.д.), например:
солнечный Тбилиси (город), широкая Миссисипи (река), полноводное Эри (озеро), труднодоступная Юнгфрау (гора), живописный Капри (остров).
Отступления от правила объясняются влиянием аналогии, употреблением слова в другом значении, тенденцией относить к среднему роду иноязычные несклоняемые слова на – о и т.д., например:
Пятиглавый Бештау (влияние названия соседней горы Машук), Северное Борнео (влияние конечного о), Второе Баку (название места добычи нефти, а не города), Новые Сочи (ложная аналогия со словами в форме множественного числа типа Великие Луки).
Иногда одно и то же слово употребляется в разных родовых формах в зависимости от того, какое понятие подразумевается. Ср.: В период кризиса Сомали страдало от нехватки продовольствия. – Сомали приняла с благодарностью гуманитарную помощь (в первом случае имеется ввиду понятие «государство», во втором – «страна»).
6. Названия средств массовой информации
По родовому наименованию определяется также грамматический род несклоняемых названий средств массовой информации, например:
Би-Би-Си сообщила (Британская радиовещательная корпорация); либеральная «Ньюс кроникл».
Нередко встречается ошибочное согласование: Би-Би-Си сообщило (как несклоняемое существительное среднего рода), «Таймс» опубликовал… (название с конечным согласным отнесено к мужскому роду), «Бурда моден» продемонстрировала новую летнюю коллекцию одежды (название журнала).
7. Аббревиатуры
Аббревиатуры, образованные соединением начальных букв тех слов, из которых состоит полное наименование, определяют свой грамматический род по роду ведущего слова составного наименования, например:
МГУ (Московский Государственный У н и в е р с и т.е. т) праздновал свое двухсотлетие;
АТС (автоматическая телефонная с т а н ц и я) увеличила число абонентов.
Иногда допускается и иное согласование, например: ИТАР-ТАСС сообщил… (аббревиатура с конечным согласным отнесена к мужскому роду).
Это же положение распространяется и на сложносокращенные слова (читаемые по начальным звукам или включающие в свой состав слоговые образования), если эти слова не склоняются, например: местное сельпо (сельское потребительское общество).
Это интересно:
Развитие мыслительных операций у дошкольников
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно п ...
Классификация компетенций. Представления об информационной компетенции
Для конкретизации компетентностного подхода, следовательно, организации процесса обучения учащихся биологии на его основе, важное значение имеет выражение видов компетенций. Для школьной биологии лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые (базовые) и специальные (предметные). Ключевыми ...
История возникновения и развития педагогических законов и закономерностей
Педагогические знания идут из глубины веков, сначала как опыт, затем – как теоретические обобщения, в наши дни – как неопровержимо действующие закономерности и законы. В первобытном обществе человечество постепенно накапливало практические знания по обучению и воспитанию подрастающих поколений. Вид ...