Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
С целью исследования стилей семейного воспитания нами были анкетированы родители нормально слышащих детей подготовительной группы ДОУ № 176 ,КАО г. Омска в количестве 15 человек (14 женщин и 1 мужчина) (приложение № 1). А также нами были анкетированы родители слабослышащих детей трех подготовительных групп (0А, 0Б, 0В) специальной школы интерната №7 для глухих детей первого вида ЦАО г. Омска, в количестве 15 человек. В исследовании принимало участие 13 женщин и 2 мужчин (приложение №2). Родителям было предложено ответить на вопросы анкеты, состоящей из четырех блоков (49 вопросов).
Данная анкета была разработана нами на основе методики взаимодействия между типом преобладающего воспитательного воздействия и характером личностных отклонений у детей (методика PARI), предназначенная для изучения отношений родителей с детьми, предложенная американскими психологами Е.С. Шефер и Р.К. Белл 1959 год. В нашей стране методика адаптирована КПН Т.В.Нещерет.
Воспитательный подход родителей авторы методики определяют 4 основными типами воспитательного воздействия:
Демократический, к которому они относят такие показатели в анкете родителей как теплота, любовь, партнерские отношения, уважение к ребенку, уравнительные отношения между родителями и детьми, любовь( принятие ребенка с нарушением и принятие его дефекта) забота, поддержка, участие в жизни ребенка.
Авторитарный, к которому они относят такие показатели в анкете родителей как чрезмерный контроль, гиперопека, строгость, наказание, сверх авторитет родителей, нежелание общаться с ребенком (отбрасывание ребенка), враждебность (не принятие ни ребенка с нарушением, ни его дефекта).
Либеральный к которому они относят такие показатели в анкете родителей как отсутствие контроля, равнодушие, отчужденность, безразличие к жизни ребенка, вседозволенность, эмоциональное отчуждение, уклонение от контакта с ребенком.
Неустойчивый к которому они относят такие показатели в анкете родителей как предъявление неопределенных требований, проявление полярных эмоций, раздражительность, строгость.
Родителям была дана инструкция:: «Перед Вами вопросы, которые могут выяснить, что думают родители о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и не правильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. На заполнение анкеты Вам потребуется примерно 15 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь отвечать так, как вы сами думаете. Если Вы согласны с утверждением, обведите кружком номер утверждения. Если Вы не согласны - зачеркните этот номер».
Анкета включает 49 вопросов, которые образуют 4 блока для исследования стилей семейного воспитания:
I блок Общее состоянии семьи:
* Наличие нарушений слуха у родителей (1;2;)
* Состав семьи (3;4;)
* Характеристика семьи (5;24;47; )
II блок Особенности эмоционального климата семьи:
* Эмоциональное состояние родителей (18;34;46;49; )
* Позиции родителей по отношению к ребенку с нарушением слуха
принятие дефекта – непринятие ребенка (35;)
принятие дефекта – принятие ребенка (19;)
не принятие дефекта –принятие ребенка (6;)
непринятие дефекта–непринятие ребенка (17;)
III блок особенности семейного воспитания
* оптимальный эмоциональный контакт
побуждение словесных проявлений (16;)
партнерские отношения (7;)
уравнительные отношения между родителями и детьми (27;)
* нарушение семейного воспитания
сверх авторитет родителей (39;)
эмоциональное отчуждение, уклонение от контакта (41;)
исключение вне семейных влияний (8;)
стремление ускорить развитие ребенка (23;)
раздражительность, вспыльчивость (44;)
суровость, излишняя строгость (15;)
чрезмерная забота, установление зависимости (9;)
IV блок особенности взаимодействия родителей и детей
* познавательное развитие ребенка (10;20;25;30;31;32;33;37;38;40;45;48;)
Это интересно:
Сравнительный анализ системы образования в России с
зарубежными странами
Сотрудничество в области образования – одно из важнейших и перспективных направлений осуществления гуманитарного, политического и культурного сотрудничества на основе добрососедства, миропонимания, доверия, межнационального согласия осуществляется посредством реализации совместных проектов и програ ...
Динамика сформированности культуры поведения у детей старшего
дошкольного возраста
Цель данного этапа исследования: проанализировать результаты работы и выявить динамику сформированности, сделать выводы. Уровень сформированности культуры поведения у дошкольников экспериментальной группы на 2- м этапе исследования представлены в приложении 1. Уровень сформированности культуры пове ...
Особенности развития детей 3-4 лет
Свои особенности есть и у детей четвертого года жизни. Показателями физического развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной систем, внутренних органов, а также уровень развития моторики. Быстрота роста на четвертом году жизни несколько замедляется отно ...