Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В средние века возникли институты воспитания для детей торговцев и ремесленников – ремесленные или цеховые школы. С развитием мануфактурного и фабричного производства появилась система школ для детей рабочих. Цементирующим идеологическим основанием такого образования выступало религиозное воспитание.
Появление буржуазных общественных отношений, интенсивное развитие промышленности, становление гражданского общества существенно увеличивали требования к подготовке работников для всех сфер социально-экономической жизни. Поэтому с середины 19 в. воспитание становится одной из важнейших функций государства. Ставя перед воспитанием задачи эффективного формирования необходимого для него типа гражданина, государство всё более последовательно занималось проектированием и совершенствованием системы воспитания. Появились многочисленные концепции воспитания (авторитарного, естественного, свободного, коммунистического и др.), разработанные в соответствии с запросами соответствующих социальных групп.
В странах Западной Европы педагогика развивалась в условиях социально-экономического обновления общества. На смену феодальному строю приходила эпоха буржуазии. В недрах феодализма происходила формирование иных общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция человека и мира. Наиболее заметную роль в разработке новых педагогических идей сыграли представители позднего Возрождения. Появляется большое количество педагогических работ, в которых выражено стремление дать личности свободу посредством воспитания и образования.
Новый идеал личности стал ориентироваться на формирование человека, который постигает окружающую действительность посредством научных знаний, необходимых для занятия коммерцией, путешествиями, производством и т.д.
Это было время рационализма и индивидуализма, выразившейся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания.
И.Ф. Гербарт вводит термин «воспитывающие обучение», как обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу. При этом теоретическое различение обучения и воспитания и их соотношение в процессах культурного воспроизводства становиться одной из фундаментальных педагогических проблем.
Ж.Ж Руссо в своей концепции воспитания преобладающую роль отводил «естественному воспитанию», подчиняя ему обучение.
И.Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным, обосновывая свой подход тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятии, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей.
Русский педагог К.Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравственного воспитания.
Среди педагогов Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Этого человека можно по праву основателем современной педагогики. Педагогические принципы, сформулированные Коменским, лежат в основании почти всех современных педагогических теорий. Форма организации учебного процесса, как фабрики по преобразованию «человеков» остается неизменной до сих пор.
С момента появления «Великой Дидактики» в теории педагогике появляется различение обучения и воспитания. Обучение понимают как специально организованную деятельность учителя и ученика, которая направлена на интеллектуальное развитие последнего, т.е. на освоение ребенком определенных знаний, умений, навыков. Под воспитанием понимается воспроизводство человека социального, усвоившего социальные правила поведения, определенные нравственные нормы и ценности.
С середины 20 в. меняется общая направленность воспитания. Оно в возрастающей степени приобретает развивающий характер, что связано со стремительной урбанизацией мирового сообщества, усложнением социальной структуры общества. Большая независимость детей от родителей (особенно в условиях города) и растущее влияние на них сверстников (как в виде организованных взрослыми коллективов, так и неформальных групп) ведут к появлению значительного числа относительно независимых друг от друга источников влияния на подрастающие поколения.
Это интересно:
Воспитание в обеспеченных семьях
Говорить о специфике воспитания в обеспеченных семьях довольно сложно, так как эта тема практически не освещена в литературе, к тому же доля таких семей в современной России очень не значительна. В такой семье имеются средства для организации эффективного воспитания: комфортная среда для ребенка, в ...
Взаимосвязь нравственного и экономического воспитания
«Экономика» буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Очевидно, что «искусство ведения домашнего хозяйства» предусматривает и заботу об этом «хозяйстве», его охрану и защиту. Следовательно, уже начиная с дошкольного возраста детям необходимо давать знания о том, что является залог ...
Характеристика процесса социализации у
ребенка от 3 до 7 лет
В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности. В понятие "социализация" заложено определенное измерение - личность и социальная среда (коллектив, общество, другие люд ...