Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня ориентации ребенка в системе языковых единиц.
Задачи:
оценить, насколько эффективной была работа со схемой слова;
выявить, сложилась ли у детей ориентация на его звуковую структуру;
измерить рефлексивность действий с языковым материалом.
На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика уровня ориентации на звуковую форму слова и методика "Мягкий знак фонетический и грамматический".
Для того, чтобы оценить, насколько эффективной была работа над схемой слова, сложилась ли у детей ориентация на его звуковую структуру, проводится обследование по методике "Сравнение слов". Правильное решение диагностической задачи предполагает сознательную ориентацию на форму слова в провокационной ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначаемых этими словами. Обследование проводится фронтально в первых классах семилетних детей и индивидуально – в классах шестилетних. Ответы и объяснения детей типа: "Удав длиннее потому что это змея" или "Слово червячок длиннее, потому что в нем больше звуков, букв" – позволяет определить, что для них является доминирующим при решении данной задачи: форма или содержание слова, какими критериями пользуются учащиеся при сопоставлении слов, умеют ли они определять буквенный и звуковой состав слова, выделять его слоговую структуру.
Методика "Мягкий знак фонетический и грамматический" позволяет обнаружить, способен ли ребенок правильно оценивать границу своих знаний, отделять то, что он уже знает (понимает, умеет), от того, чего еще не знает (не понимает, не умеет) и способен ли он объяснить причину своего незнания, неумения, непонимания. Данная методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально. Эта методика основана на том, что познакомившись с буквой "Ь" в букварный период обучения, дети осваивают лишь одну ее функцию: обозначать мягкость согласных. На основе этого знания они могут без ошибок писать слова типа лось, пень и пр. Но они еще не подозревают о существовании других функций буквы "Ь": обозначать ряд грамматических признаков слов (женский род существительных, 2 лицо глагола и пр.) Поэтому причина написания "Ь" в словах типа дочь, любишь они объяснить не могут, равно как и отсутствие "ь" в словах трубач, плащ… более того, с позиции фонологического знания, полученного детьми в букварный период обучения и пока еще не дополненного грамматическим знанием, такие написания абсурдны. Эти лингвистические противоречия и лежат в основе данной методики.
Таким образом, данные методики позволяют выявить уровень ориентации ребенка в системе языковых единиц.
В ходе проведения диагностики уровня ориентации на звуковую форму слова были получены следующие результаты: 52,4% детей обнаружили преимущественную ориентацию на звуковую и буквенную форму слова; 19,1% детей ориентированы исключительно на предметное значение слов; 28,5% детей допустили незначительное число ошибок. Таким образом, большинство учащихся к концу III учебной четверти показали высокий уровень умения различать внешнюю и смысловую сторону слова, членить слово на составляющие его звуки. Однако значительный процент детей дали ответы, типичные для "дошкольной" ориентации, что говорит о низком уровне владения методом звуко-буквенного анализа слов.
В ходе проведения исследования по методике "Мягкий знак фонетический и грамматический" были получены первичные результаты решения рефлексивной задачи, представленные в Таблице 1 (Приложение В). Исходя из первичных показателей были получены показатели развития рефлексии, представленные в Таблице 2.
Таблица 2.
Группы детей по степени развития рефлексии |
Показатели сравнения |
% верно поставленных вопросов |
51,4 |
% ошибочно поставленных вопросов |
15,2 |
% детей с нулевым уровнем рефлексии |
23,8 |
% детей с высоким уровнем рефлексии |
57,1 |
Это интересно:
Диагностика результатов обучения по разделу
«культура поведения» в 6 кл. на уроках социально-бытовой ориентировки
Знания, умения, навыки по социально-бытовой подготовка вырабатываются с 5 по 9 классы. Для эффективного обучения по социально-бытовой подготовке материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизирован ...
Программа нравственно-патриотического воспитания «Я Патриот»
Патриотизм не дается сразу, он формируется постепенно, по мере развития и становления человека как личности. Одним из важнейших инструментов формирования патриотизма как нравственной категории является воспитание. Таким образом, мы видим острую необходимость в организации систематической целенаправ ...
Методические рекомендации по развитию мотивации младших
школьников
«Всякая диагностика мотивации учения не является самоцелью, она предполагает дальнейшую коррекцию мотивации учения в случае необходимости» – Н.В. Елфимова. Коррекция отношения к учению как коррекция того смысла, который учение имеет для ученика, осуществляется в деятельности ребенка и окружающих ег ...