Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Оптимизация заключительной части урока

Страница 1

Каждый насыщенно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии нервной, мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма.

Занимающимся бывает очень трудно самостоятельно погасить свое излишнее возбуждение и переключиться на дальнейшую учебную деятельность. Для организованного снятия физических и психоэмоциональных напряжений и планомерного перехода организма к относительно спокойному состоянию в структуре урока физической культуры предусмотрена заключительная часть продолжительностью около 5 минут.

Однако педагогическая практика показывает, что очень часто этого времени оказывается недостаточно и учащиеся после непродолжительной перемены приходят на следующий по учебному расписанию урок еще в слишком возбужденном или взвинченном состоянии. Оно не позволяет им сразу же эффективно включиться в учебную работу по очередному предмету.

В результате преподавателям-предметникам довольно продолжительное время приходится тратить на успокоение и переключение внимания учащихся на свой урок, что ощутимо подрывает продуктивность этих уроков. Таким образом, вместо ожидаемого повышения учебной работоспособности учащихся, ради чего он собственно и проводится в учебных заведениях, урок физической культуры зачастую дает прямо противоположный эффект. А это недопустимо!

Согласно требованиям теории и методики физического воспитания в заключительной части урока физической культуры преподаватель обязан обеспечить плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности учащихся. Также необходимо создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и преемственного перехода к последующей учебной или иной деятельности.

С этой целью обычно используются различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, мерно повторяющиеся упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и т. п. Рабочие характеристики всех этих упражнений легко поддаются необходимым музыкальным корректировкам на подсознательном уровне регуляции.

Следовательно, для прикладного использования музыки здесь опять складываются весьма благоприятные условия и перед преподавателем открывается еще одна перспективная возможность повышения плодотворности проводимых им уроков. Учитывая основное назначение музыкальных сочинений, предлагаемых в заключительной части урока, условно назовем их успокаивающей музыкой.

Главные задачи успокаивающей музыки –

♦ помочь снизить чрезмерное эмоциональное возбуждение, возникающее при насыщенной двигательной деятельности (особенно после разного рода состязательных элементов, проводимых на излете основной части урока),

♦ снять утомление,

♦ содействовать более эффективному решению других задач заключительной части урока,

♦ способствовать освобождению центров двигательной деятельности организма, занимающихся от большого, часто одностороннего, напряжения.

Подбираемые композиции для успокаивающей музыки должны характеризоваться медленным, ровным темпом, плавным, уравновешенным движением, тихим или умеренным звучанием, мягкой метрической пульсацией, мерно повторяющимися интонационными формулами, спокойным ритмическим рисунком, отсутствием резких перепадов громкости звука.

В программу успокаивающей музыки включаются нравящиеся данному контингенту слушателей песни или инструментальные пьесы нежной, оптимистической окраски. Изредка их полезно сочетать с мелодиями задумчивого, грустного или даже печального характера, что по контрасту эмоционального фона рефлекторно углубляет состояние покоя и умиротворенности слушателей.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Формы сотрудничества учителей и родителей в процессе обучения младших школьников
«По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. И мы стараемся дать каждому родителю минимум педагогических знаний». Именно для этой цели В. А. Сухомлинским была организована родительская школа, куда родители записывались за два года до пост ...

Цели и задачи формирования информационной компетенции учащихся. Содержание учебного материала в компетентностном ключе
Каждый раздел школьной биологии обладает достаточным потенциалом для реализации информационной компетенции учащимися. Приоритетное место среди них, несомненно, занимает раздел «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Именно этот раздел позволяет целостно выразить ценности различных объекто ...

Семья
Матильда - Мария Адамовна - Феликсовна - Валериевна Кшесинская родилась 19 августа 1872 года в Лигово, на 13-ой версте по Петергофскому шоссе, где ее родители снимали дачу, чтобы проводить лето вдали от пыльного города и дать детям простор и чистый воздух. В семье Кшесинских существовало предание о ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru