Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Традиции – проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.
Принципы формирования традиций в детском коллективе:
Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.
Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
Использование чувство юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.
Помимо форм воспитания, важную роль в формировании коллектива, у учеников играют методы воспитания.
А.С. Макаренко, утверждая гуманистическую направленность методов воспитания, отмечал, что «метод воспитания - это инструмент прикосновения к личности». Как писал В. Сухомлинский, наилучший метод - тот, что идет от души педагога. Он подчеркивал: "Воспитываем мы не теми или иными методами или приемами, а личностью. Без одухотворения живой мыслью и страстью педагога метод остается мертвой схемой».
Под понятием методы воспитания определяется - путь достижения заданной цели воспитания, а также способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них необходимых качеств. Также под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
Как считает Ю. Бабанский, говоря о методах воспитания, что это способ взаимосвязанной деятельности воспитателей' и воспитуемых, направленной на решение воспитательных задач.
Он считает, что назначение методов воспитания в сотрудничестве воспитателей и воспитуемых.
В настоящее время наиболее эффективной и удобной для формирования коллектива является классификация Г.И. Щукиной: она включает в себя в единстве:
целевую
содержательную
процессуальную стороны методов воспитания.
Выделяется 3 группы методов:
методы формирования сознания
методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения
методы стимулирования поведения и деятельности.
Каждая группа методов и каждый метод имеет свою специфику в области применения.
Методы применяются в комплексе и требуют высокой квалификации.
Знание методов и приемов, умение правильно их применять – это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства.
Методы формирования сознания.
Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
Чтобы выработать какое-либо качество, необходимо, чтобы воспитанник хорошо понимал значение этого качества, нравственно был уверен в общественной и личной полезности определенного типа поведения.
Рассказ на этическую тему – это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов событий, имеющих нравственное содержание.
Функции: служит источником знаний
обогащает нравственный опыт
служит способом использования положительного примера
в воспитании.
Требования к применению рассказа:
должен соответствовать социальному опыту воспитанников,
сопровождаться наглядностью (иллюстрации, фото, изделия народных умельцев, произведения живописи),
должна быть создана соответствующая эмоциональная обстановка (костер, автобус, весенний сад, музыкальное сопровождение и т.д.),
профессионально изложен
не торопить воспитанников с ответом, дать почувствовать содержание,
должен быть коротким.
Могут быть использованы рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского, стихотворения А. Барто, Е. Воронковой и др.
Этическая беседа – это диалог учителя и детей, предметом обсуждения которого являются нравственные проблемы.
Цель беседы:
Углубление и упрочение нравственных понятий,
обобщение закрепление знаний,
формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Виды беседы: плановые и неплановые.
индивидуальные и групповые
Требования к групповой плановой беседе:
Это интересно:
Комплекс игр, направленных на развитие фонетико-фонематической стороны речи
у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др. Речевой и наглядный материал для да ...
Исследвание самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
Инструкции: "Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлаг ...
Модели гражданского воспитания школьников
Модели гражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении ...