Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Развитие образной речи на основе фольклорного жанра

Страница 1

Поставив задачу знакомить детей с устным народным твор­чеством, мы хорошо понимали, что это будет знакомство с важной ча­стью духовной культуры народа, с объективными законами кра­соты.

Особое место занимали занятия по составлению с детьми за­гадок о предметах старинного русского быта. Мы старались ра­скрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он про­исходит от слова «гадать», что значит — думать, рассуждать; отсюда «гадание» — мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» — слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Со­ставить загадку — это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, раз­гадать загадку — ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-пер­вых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассо­циативным поэтическим мышлением, и, во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочито создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно бы­ло показать детям способы создания загадок, их виды и формы. А результат — составленные детьми загадки.

В дошкольном возрасте к играм и песням прибавляются упражнения ребёнка в овладении родным языком. Успехи развития ребёнка в языке за этот сравнительно короткий период жизни до школы поразительны. Буслаев, виднейший методист русского языка, ещё задолго до Ушинского писал: «Отечественным языком обладает уже в некоторой степени даже семилетнее дитя; он стал его духовной собственностью, как бы всосан вместе с моло­ком матери; дитя даже не может существовать без него».

Ребёнок усваивает родную речь, прежде всего подражая жи­вому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ребёнком-дошкольником в блестящих про­изведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его—пословицы, загадки, сказки—ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для ребёнка содержании. Оба эти источника — живой разговорный язык и произведения устного народного творчества — тесно переплетаются между собою во влиянии на ребёнка. Но на­блюдается одна закономерность: всего сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в ткань живого разговорного языка. В семье обычно так оно и происходит, поэтому без каких-либо специальных упражне­ний язык ребёнка оказывается хорошо развитым. В педагогике детских садов в большой степени принято возлагать надежды на то, что загадка, сказки способны образовать, язык. Конечно, эти совершенные образцы не могут не оказать влияния на язык ре­бёнка, но насколько же сильнее будет оно, если загадка предста­нет перед ребёнком как плоть от плоти живого языка. Однако случается, что почва эта оказывается суха, язык педагога беден, формален и мёртв.

Е. И. Тихеева, которая со всей остротой первая после Ушинского поставила вопрос о роли родного языка в дошкольном вос­питании детей, говорит: «Мы должны вводить детей в сокровищ­ницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться её сокровищами».

Живой народный русский язык обладает ни с чем не сравни­мыми качествами в точности и образности. Богатство слов и обо­значений соответствует разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным. А. М. Горький об­ратил внимание на то, как разнообразно можно выразить в слове то или иное переживание, чувство. Е. И. Тихеева говорит о неис­черпаемых возможностях обогащения языка детей в связи с раз­нообразием их деятельности. Например, дети практически могут усвоить обозначение словом таких действий, как: шить, зашить, пришить, вышить, нашить, вшить, подшить, перешить, сшить. Дети практически выполняют все эти разнообразные действия — они и шьют, и сшивают, и пришивают, но для обозначения пользуются в лучшем случае одним-двумя-тремя словами. Всё дело в том, что пока дети занимаются шитьём или какой-либо другой работой, их языковое развитие не стоит в поле зрения воспитательницы, она не использует деятельность детей для развития их языка. Упу­скается самый драгоценный момент—ведь тогда, когда ребёнок выполняет ту или иную работу, ему легче всего усвоить слово, её обозначающее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Формирующий этап педагогического эксперимента
Прием развития критического мышления «представление информации в кластерах» был использован на уроке по теме «Ветер» и практической работе «Описание природных зон Тульской области на примере г. Киреевска». На стадии вызова, следуя инструкциям учителя, учащиеся заполняли таблицу «Знаю. Хочу знать. У ...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Вопросы внимания затрагивали и глубоко изучали многие ученые и психологи как в нашей стране, так и за рубежом. Каждый стремился изучить и показать наиболее актуальную сторону и пути развития внимания. Так в работах Ф.М. Гоноболина рассматриваются методы и приемы воспитания внимания учащихся на урок ...

Анализ проведенного урока «Написание писем»
Анализ нормативных документов и учет Рекомендаций Совета Европы дали возможность конкретизировать требования и определить уровни владения студентами иностранным языком в зависимости от количества выделенных на дисциплину часов. В наших условиях это – формирование у студентов иноязычной коммуникатив ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru