Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Становление экспериментальной системы обучения Л.В. Занкова

Педагогика и воспитание » Анализ современной дидактической концепции Занкова » Становление экспериментальной системы обучения Л.В. Занкова

Страница 3

В работах Л. В. Занкова находим следующие определения общего развития, которые по ходу исследования видоизменялись и уточнялись. "Под общим развитием мы понимаем развитие личности ребенка, всех ее сторон . Если иметь в виду традиционное деление психики на ум, волю и чувства, то общее развитие включает в себя все эти три линии. Мы убеждены, однако, в том, что упомянутое трехчленное деление обречено на отмирание: оно несомненно будет заменено другими направлениями психологического анализа. Поэтому мы и не пользуемся им, а предпочитаем говорить об изучаемых нами анализирующем наблюдении, отвлеченном мышлении и практических действиях как о формах психической деятельности. Конечно, наблюдение и мышление больше подходят к первой аналитической линии, т. е. к умственной деятельности (в современных пособиях по психологии их обычно называют "познавательными процессами"). Однако вряд ли можно сомневаться в том, что при выполнении заданий, которые предлагались нами школьникам в целях изучения наблюдения и мышления, существенное место занимает то, что обычно называют "познанием цели действия", "подчинением своих действий поставленной задаче", "волевым усилием", т. е. то, что относится к области воли. И уж совершенно ясно, что в практических действиях, направленных на изготовление материального объекта, познавательные процессы невозможно отделить от волевых актов". Изучение развития по названным линиям могло служить и исследованию эмоциональных реакций учащихся.

В монографии "Обучение и развитие" общее развитие рассматривается как целостное движение психики. "В изучении хода общего развития мы исходим из представления о целостности развития . Общее психическое развитие ребенка происходит как поступательное движение его взаимодействия с окружающим миром". И затем ставится и обсуждается вопрос о том, как проникнуть в эту целостность. "Какова же целесообразная структура методики психологического изучения развития? — пишет автор.— Адекватным мы считаем изучение по линиям развития психической деятельности. Своеобразие каждой из них как определенной формы проявления единого дает возможность проникнуть в сущность поступательного движения психической деятельности. Отмеченный способ изучения отвечает требованиям анализа как разложения на единицы. Такой анализ дает возможность познать целое, в то время как противоположный ему вид анализа — разложение на элементы — уничтожает свойства целого". Далее обосновывается адекватность методик изучения наблюдательности, мышления, практических действий задаче изучения общего развития школьников, показывается, что эти линии развития, отличаясь своеобразием по своему содержанию и структуре, в то же время при определенной методике их исследования отражают характер психической деятельности с точки зрения ее целостности.

Из приведенной трактовки Л.В. Занковым общего развития и способов его изучения следует вывод: исследовательский подход к проблеме развития психики ребенка, при котором для изучения выделяются единицы психической деятельности, репрезентирующие целое (подобно тому, как капля воды дает возможность познать свойства воды в целом), удовлетворяет утверждению Л. С. Выготского о том, что в психике "существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов", его стремлению продвигаться при изучении развития психики к раскрытию, к познанию функционирования этого единства, а не только интеллекта, не только сознания.

Таким образом, если обычно при изучении зависимости развития от обучения, а также при построении обучения, эффективного для развития детей, используют положение Выготского о ведущей роли обучения в развитии, о необходимости опираться на зону ближайшего развития, то для Занкова не меньшее значение имело и другое фундаментальное положение Выготского — о необходимости создавать условия, обеспечивающие единство функционирования аффективных и интеллектуальных процессов, которое и выступает как внутренний фактор, определяющий развитие.

Именно так строилась экспериментальная система обучения, созданная под руководством Л. В. Занкова.

Страницы: 1 2 3 

Это интересно:

Виды детской одарённости
Среди определений понятия "одаренный ребенок" наиболее удачное, содержится в тексте "Рабочей концепции одаренности"): "Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достиже ...

Проблемы интегрированного обучения
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе. Одной из важнейших проблем является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной ...

Закономерности формирования двигательных навыков
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (нап ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru