Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Следовательно, выявление соотношения внешних и внутренних причин развития учащихся — характерная особенность исследования проблемы обучения и развития в лаборатории Л. В. Занкова. В признании сложности причин психического развития и необходимости их раскрытия состоит его исходная теоретическая позиция.
В качестве практической предпосылки исследования проблемы обучения и развития выступали наблюдения за реальным положением дел в начальных классах, которые показывали, что даже в случаях успешного овладения знаниями и навыками ученики слабо продвигались в общем развитии. Это свидетельствовало о необходимости поиска причин такого расхождения и путей повышения результативности обучения.
Устремленность Л.В. Занкова на раскрытие подлинных механизмов развития ребенка обнаруживает себя не только в содержании его исходных позиций и формулировке исследовательской задачи, но и в методе исследования, в способе анализа и интерпретации собранных фактических данных о ходе обучения и развития детей.
Свой метод он назвал экспериментально-педагогическим. Для него характерны следующие черты:
- эксперимент, выходящий далеко вперед за рамки существующей практики при условии построения целостной системы обучения в реальных школьных классах;
- включение в педагогическое исследование в качестве его органической части психологических методов изучения учащихся. При этом впервые в педагогике главным критерием эффективности педагогических нововведений выдвигается не усвоение знаний, умений, навыков и не интеллектуальное развитие только, а общее развитие школьников. Сопоставление хода общего развития в экспериментальных и обычных условиях обучения явилось важнейшей линией исследования;
- массовый педагогический эксперимент, который давал возможность выявить влияние на развитие детей именно созданной системы обучения, а не различных привходящих моментов, таких, как состав учащихся, опыт учителей и пр.
изучение отдаленных последствий экспериментального начального обучения. Этот прием позволял проследить, не исчерпываются ли психические возможности детей в условиях их высокоэффективного развития в начальных классах;
изучение индивидуальных вариантов развития школьников в экспериментальных классах. Этот методический ход прямым образом отвечал задаче раскрытия сложных причин развития, лежащих не только вовне, но и в самом ребенке.
Приведем также высказывание Л. В. Занкова, в обобщенном виде характеризующее его исследовательский метод: "Совершенно необходима для решения поставленных вопросов, адекватных нашему подходу к проблеме, разноплановость построения обучения и исследования хода развития школьников. Экспериментальное обучение строится в логике педагогических категорий и понятий — на основе созданных в лаборатории дидактических принципов, определяющих содержание и структуру программ, типические свойства методики (учебников, методических руководств). Построение обучения не психологизируется, не исходит из психологического анализа общего развития. Ход развития изучается в логике психологической науки — по линиям развития психической деятельности и в аспекте индивидуально-психологических особенностей детей. Если бы исследование развития велось по тем же линиям, по которым строится обучение, познание внутренних процессов развития стало бы невозможным: результаты изучения показали бы лишь то, что заранее задано обучением".
Из данной характеристики метода исследования видно, что речь здесь идет не о "задавании" детям форм психической деятельности (например, способов мышления в соответствии с моделями, разрабатываемыми взрослыми) и выявлении степени усвоенности этих форм детьми, что характерно для некоторых других подходов к исследованию соотношения обучения и развития. Речь идет о создании педагогических условий, направленных на общее развитие детей, о выявлении при изучении результативности обучения новообразований в психике, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренней работы, интегративных процессов, охватывающих все стороны психики ребенка, т.е. о выявлении именно развития. Для исследования Л. В. Занкова характерно разделение понятий усвоения и развития.
Но дело не только в том, что Л. В. Занков стремился вскрыть сложность процесса развития, видя его внешние и внутренние причины. Дело еще в том, как он понимал внутреннее. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно остановиться на его трактовке понятия и явления общего развития и на том, как при изучении общего развития осуществлялось, или, скажем точнее, делались попытки осуществлять проникновение во внутренние процессы, обусловливающие наряду с обучением особенности появляющихся в психике ребенка новообразований.
Это интересно:
Сущность, содержание и виды мультимедиа в образовании
Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствов ...
Социально-культурная среда п. Ясногорский
Весной 1726 года в период царствования Екатерины I раскольник - старовер Мазуров со своими товарищами пришли в Сибирь и основались на месте будущей деревни. Рядом протекала речка, которую назвали Камышинка, в ней водилось много всякой рыбы. Вольготные луга, обилие ягод и грибов, густые заросли черё ...
Психологические особенности мышления и учебной
деятельности учащихся 5-6 классов
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционно ...