Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методы развития творческих способностей учащихся

Страница 2

Особенность метода обучения обусловлена взаимодействием учителя и ученика. Она проявляется во внешней деятельности — организации ученика на работу и во внутренней — управлении развитием школьника: 1) обучение анализу; 2) синтезу; 3) упражнение силы воли; 4) расширение диапазона социально значимых мотивов и др.

Поэтому педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей творческие возможности развития личности ребенка на уроке.

В последнее время педагогической общественностью широко дискутируются вопросы «педагогики сотрудничества», «педагогики сотворчества». Речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению благородной цели — всестороннего гармонического развития личности.

Умение правильно строить свои отношения с учениками, сделать их соучастниками учебно-воспитательного процесса отличает учителей-новаторов. Фактически они реализуют на практике главную особенность метода обучения — совместную деятельность учителя и ученика для формирования личности школьника. Именно это является камнем преткновения в работе многих учителей, хотя их нельзя обвинить в плохом знании предмета или слабости методической подготовки. Планируя урок согласно его задачам и содержанию, педагог правильно выбирает проблемно-поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы школьников. Это может быть: эвристическая беседа, вариативные упражнения, исследование и др.

В методической литературе приводятся примеры проблемных ситуаций и поисковых заданий, которые можно использовать на уроках труда. Но я заметила, что метод «срабатывает», выполняет свою функцию только при определенных условиях. Учитель ставит проблему, ученик должен захотеть ее решить. А если он не принимает эту задачу (не понимает значимости объясняемого материала, только что был оскорблен педагогом, получил на предыдущем уроке «двойку» и сейчас переживает и пр.), то и проблема не реализуется. Нет совместной деятельности — «сотрудничества», «сотворчества», нет движения личности вперед. Поэтому учителю следует не только знать методы, способствующие развитию школьника, но и владеть приемами, которые позволили бы ему коснуться тех струн души ребенка, которые резонировали бы с действиями педагога. И тогда, и только в этом случае амплитуда познания резко пойдет вверх. Несогласованность же действий воспитателя и воспитанника приводит к затуханию амплитуды познания.

Для формирования творческой личности школьника я стараюсь использовать все методы, которыми располагает современная дидактика:

Объяснительно-иллюстративные: рассказ; объяснение; опыты; таблицы и др.

Это способствует формированию у школьников знаний об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.

2. Репродуктивные (воспроизводящие) Эти методы содействует развитию у учащихся практических умений и навыков.

3. Проблемно-поисковые: проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские.

При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к занятию я продумываю, каких микросдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников буду добиваться на данном уроке, какие для этого буду использовать методические приемы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Дисграфия: содержание термина, классификация
Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстр ...

Содержание технологии игрового обучения
Проблемы игры – одна из фундаментальных проблем дидактики. «Дидактика игры», ее практическая ценность становится все более актуальной и значимой. Ведь именно эта технология позволяет «повернуть школу к личности, способствует ее саморазвитию и самореализации. С.А.Шмаков с присущей ему образностью пи ...

Логика и интуиция при изучении двойного интеграла в педагогическом вузе
Важное условие обеспечения способности мышления к опосредованному отражению действительности – использование дедукции и умозаключений, на основе которых можно получать новые знания. Отличительной особенностью логического мышления является то, что оно от истинных посылок всегда приводит к истинному ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru