Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Для определения сущностных характеристик исследуемой проблемы категория самостоятельности была рассмотрена с нескольких позиций: как качество личности и объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе с позиций его отношения к самому себе (Аристотель, Сократ, В.-Ф. Гегель, И. Кант, М.В. Ломоносов), средство и одновременно результат образования (А.Ф. Дистерверг), способность приобретать новые знания на основе развития мышления (Я.-А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В. Штерн), стержень всех психических свойств человека (К. Юнг), свойство личности, связанное с активной работой воли, чувств, выработкой цельного мировоззрения (С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, А.И. Щербаков), в которых наблюдается определенная закономерность: самостоятельность является важной качественной характеристикой личности, имеющей первостепенное значение для ее развития.
В работах психолого-педагогической направленности наблюдается тенденция к рассмотрению проблемы воспитания самостоятельности в рамках активной роли человека в процессах его жизнедеятельности. Взаимоотношения человека с социальным окружением определяет самосознание личности, так как оно формируется благодаря активности личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Определено, что условием развития личности является самореализация (А.Н. Леонтьев). Главным механизмом и способом формирования самостоятельности индивида выступает его деятельность, где личность выступает ее активным субъектом (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина).
В результате анализа философской, психолого-педагогической литературы нами были определены наиболее важные теоретические позиции, взятые за основу в нашем исследовании:
- центром образования является личность, становление которой происходит посредством саморазвития;
- самостоятельность личности характеризуется ее способностью к сознательному достижению определенных целей собственными силами и отношением человека к процессу деятельности, результатам и условиям ее осуществления;
- самостоятельность личности предстает как совокупность интересов, мотивов, воли, эмоций, способностей и потребностей индивидуума;
- учебная самостоятельность рассматривается как качество личности и основа компетентности будущих профессионалов;
- формирование учебной самостоятельности обучающихся реализуется в процессе деятельности, где личность студентов выступает ее активным субъектом.
На основе изучения различных подходов к формированию учебной самостоятельности обучающихся и анализа практической деятельности экономических вузов в области самостоятельной работы студентов (СРС) нами были уточнены понятия "самостоятельность" и "учебная самостоятельность".
Самостоятельность – это качество личности, характеризующееся стремлением сознательно достигать определенных целей собственными силами, активным отношением к процессу осуществляемой деятельности, результатам и условиям ее реализации.
Учебная самостоятельность – форма самостоятельной работы студентов и качество личности, которое проявляется в способности и готовности обучающегося к самостоятельному решению поставленных преподавателем или им самим задач, применяя при этом рациональные способы работы, устойчивой потребности будущих профессионалов участвовать в учебно-познавательной деятельности, осуществляемой на практическом занятии и вне его.
Обновление общественных отношений на современном этапе развития общества вызвало потребность изменения системы образования и личности как социального феномена. Эффективность модернизации высшего профессионального образования зависит от факторов и условий, направленных на выявление резервных возможностей качества обучения будущего специалиста. При этом основной категорией ФГОС ВПО третьего поколения, новых учебных планов и программ выступает компетенция (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя). Формирование учебной самостоятельности будущих экономистов как качества личности и основы их компетентности мы анализируем в рамках конкретного учебного предмета для поиска новых методологических подходов к наполнению содержания высшего профессионального образования.
Учебную самостоятельность обучающихся рассматриваем как один из основных компонентов универсальных компетенций, т.е. компетентностью, которая может быть сформирована в процессе изучения любого учебного предмета, в том числе дисциплины "Иностранный язык".
Состав учебной самостоятельности (компетентности) будущих экономистов был конкретизирован в соответствии с предметом исследования и ориентацией на формирование универсальных компетенций, которые заявлены в макете ФГОС ВПО третьего поколения: готовность, способность и потребность в практическом применении знаний и навыков СРС; владение системным анализом, культурой мышления; устойчивое стремление к творческой самореализации, постоянному профессиональному росту; умение самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.
Это интересно:
Изучение эмпирических закономерностей
Начинать изучение законов педагогической антропологии приходится с установления фактов. Научный факт серьезно отличается от житейского, бытового, который представляет собой простую фиксацию явления или события. Научный факт является обобщением, поскольку единичное событие не может служить основание ...
Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками
Картина восприятия одного и того же произведения учениками одного и того же класса будет неоднородной. Как варьируется восприятие литературы младшими школьниками исследовала М.П. Воюшина. Она выделила четыре уровня восприятия художественного произведения, характерных для младших школьников. У ребен ...
Методические рекомендации к проведению мероприятия
Специфика школьного мероприятия (беседы) состоит в том, что деятельность преподавателя здесь неотделима от деятельности учащихся: проводя беседу, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к мероприятию, важно думать не только о том, что и как рассказать и показать, но и о том, ...