Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Эксперимент – это метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого явления.
По форме проведения выделяются естественный и лабораторный эксперимент.
Естественный эксперимент предложен Лазурским в 1910г. Он проводится в условиях привычной для испытуемых деятельности. Широко используется в педагогике, т.к. изменяя формы и методы обучения, можно выявить, как они влияют на усвоение материала.
Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, в том числе для исследования познавательных процессов, а также межличностных отношений.
В педагогике лабораторный эксперимент практически не используется, т.к. существует проблема переноса полученных результатов лабораторных исследований в реальность педагогической практики.
По целям выделяют констатирующий и формирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента – измерение наличного опыта развития. Результатом его является тест, и полученные при его помощи данные составляют основу эксперимента.
Формирующий эксперимент направлен на активное преобразование и развитие тех или иных сторон психики испытуемого. Благодаря эксперименту появляется возможность не только выявлять качественные особенности психики, но и целенаправленно влиять на их формирование.
Метод педагогического эксперимента относится к группе эмпирических методов педагогики. Эксперимент предполагает преднамеренное внесение нового в педагогический процесс и выступает в трех основных качествах:
Как синоним педагогического исследования (например, школа Сухомлинского, в которой не было наказаний);
Как метод исследования, включающий целый ряд частных методик, теоретических и практических этапов;
Как педагогический поиск, выращивание новой практики образования в ходе ее преобразования.
Педагогический эксперимент должен соответствовать определенным требованиям:
Внесение в педагогический процесс принципиально нового с целью получения определенного результата;
Обеспечение условий, позволяющих выявить связи между воздействием и его результатом;
Полный документальный учет, показывающий начальное состояние педагогического процесса и результатов экспериментальной работы;
Эксперимент должен быть доказателен, обеспечивать достоверность выводов.
По различным основаниям можно предложить несколько классификаций видов эксперимента:
По цели:
дидактический (обучающий)
воспитательный
частно-методический
управленческий
комплексный (объединяет в себе несколько целей)
смежный (психолого-педагогический, социально-педагогический, медико-педагогический, педо-экономический и т.д.)
По масштабности:
индивидуальный
групповой
крупномасштабный
массовый
выборочный
По времени:
кратковременный (в течение одного урока)
средней длительности (в течение изучения одной темы)
длительный (в течение года и даже нескольких)
Различают также следующие типы эксперимента:
По цели:
констатирующий (наличие или отсутствие чего-либо)
созидательный (создание нового)
контрольный
проверочный
повторный
По характеру:
линейный (сравнивают то, что было в начале эксперимента, с тем, что стало в конце)
сравнительный (сравнивают две группы: контрольную и опытную)
перекрестный (меняют контрольную и опытную группы между собой)
В эксперименте выделяют две составляющих: независимую переменную (то, что вносит сам экспериментатор) и зависимую переменную (тот результат, который образуется с появлением нововведений).
Этапы проведения эксперимента:
1.Диагностический этап:
изучение теоретического материала по проблеме
ознакомление с передовым опытом, поиск неизученного в изменениях ситуации проблемы
2.Прогностический этап:
уточнение формулирования проблемы, темы, цели и задач исследования.
выдвижение гипотезы на основе формулирования проблемы через противоречие.
Гипотезы бывают двух видов: излагающая и объяснительная. Излагающая объясняет, почему это произошло. Объяснительная не только видит причины явления, но и влияет на его дальнейший ход. Гипотеза должна одновременно рассматривать только одну проблему и должна быть гипотетична, т.е. содержать возможные варианты решения.
задачи. Задачи должны постепенно раскрывать основные цели исследования. Задачи должны быть лаконичны и не должны полностью дублировать цель.
3.Организационно-подготовительный этап:
мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента
формулирование объекта и предмета. Иногда вначале возникает объект и предмет, а затем уже гипотеза.
подготовка методических материалов, исследование инструментария
проведение разведывательного эксперимента
Это интересно:
Проблемы связанны с процессами глобализации и
интернационализации
Учёными выделяются существенные проблемы, связанные с процессами глобализации и интернационализации. По мере увеличения интеграционных процессов в Европе совершенно необходимым становится создание единого европейского образовательного пространства с целью подготовки профессиональных кадров, способн ...
Врожденные пороки гортани и причины их возникновения
Значительную актуальность представляют поражения гортани, так как они связаны с жизненно важной функцией – дыханием, и промедление в оказании помощи может в определенных случаях привести к летальному исходу. Патология гортани в качестве самостоятельной, т.е. нозологической формы наблюдается в широк ...
Использование АСТ-тестирования в качестве контроля сформированности
грамматических навыков студентов 2 курса колледжа
Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены на практике на уроках английского языка в педагогическом колледже. Целью опытного обучения являлась апробация разработанного теста на основе программы АСТ-тест в процессе контроля сформированности грамматических н ...