Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность и виды эксперимента

Страница 1

Эксперимент – это метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого явления.

По форме проведения выделяются естественный и лабораторный эксперимент.

Естественный эксперимент предложен Лазурским в 1910г. Он проводится в условиях привычной для испытуемых деятельности. Широко используется в педагогике, т.к. изменяя формы и методы обучения, можно выявить, как они влияют на усвоение материала.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, в том числе для исследования познавательных процессов, а также межличностных отношений.

В педагогике лабораторный эксперимент практически не используется, т.к. существует проблема переноса полученных результатов лабораторных исследований в реальность педагогической практики.

По целям выделяют констатирующий и формирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента – измерение наличного опыта развития. Результатом его является тест, и полученные при его помощи данные составляют основу эксперимента.

Формирующий эксперимент направлен на активное преобразование и развитие тех или иных сторон психики испытуемого. Благодаря эксперименту появляется возможность не только выявлять качественные особенности психики, но и целенаправленно влиять на их формирование.

Метод педагогического эксперимента относится к группе эмпирических методов педагогики. Эксперимент предполагает преднамеренное внесение нового в педагогический процесс и выступает в трех основных качествах:

Как синоним педагогического исследования (например, школа Сухомлинского, в которой не было наказаний);

Как метод исследования, включающий целый ряд частных методик, теоретических и практических этапов;

Как педагогический поиск, выращивание новой практики образования в ходе ее преобразования.

Педагогический эксперимент должен соответствовать определенным требованиям:

Внесение в педагогический процесс принципиально нового с целью получения определенного результата;

Обеспечение условий, позволяющих выявить связи между воздействием и его результатом;

Полный документальный учет, показывающий начальное состояние педагогического процесса и результатов экспериментальной работы;

Эксперимент должен быть доказателен, обеспечивать достоверность выводов.

По различным основаниям можно предложить несколько классификаций видов эксперимента:

По цели:

дидактический (обучающий)

воспитательный

частно-методический

управленческий

комплексный (объединяет в себе несколько целей)

смежный (психолого-педагогический, социально-педагогический, медико-педагогический, педо-экономический и т.д.)

По масштабности:

индивидуальный

групповой

крупномасштабный

массовый

выборочный

По времени:

кратковременный (в течение одного урока)

средней длительности (в течение изучения одной темы)

длительный (в течение года и даже нескольких)

Различают также следующие типы эксперимента:

По цели:

констатирующий (наличие или отсутствие чего-либо)

созидательный (создание нового)

контрольный

проверочный

повторный

По характеру:

линейный (сравнивают то, что было в начале эксперимента, с тем, что стало в конце)

сравнительный (сравнивают две группы: контрольную и опытную)

перекрестный (меняют контрольную и опытную группы между собой)

В эксперименте выделяют две составляющих: независимую переменную (то, что вносит сам экспериментатор) и зависимую переменную (тот результат, который образуется с появлением нововведений).

Этапы проведения эксперимента:

1.Диагностический этап:

изучение теоретического материала по проблеме

ознакомление с передовым опытом, поиск неизученного в изменениях ситуации проблемы

2.Прогностический этап:

уточнение формулирования проблемы, темы, цели и задач исследования.

выдвижение гипотезы на основе формулирования проблемы через противоречие.

Гипотезы бывают двух видов: излагающая и объяснительная. Излагающая объясняет, почему это произошло. Объяснительная не только видит причины явления, но и влияет на его дальнейший ход. Гипотеза должна одновременно рассматривать только одну проблему и должна быть гипотетична, т.е. содержать возможные варианты решения.

задачи. Задачи должны постепенно раскрывать основные цели исследования. Задачи должны быть лаконичны и не должны полностью дублировать цель.

3.Организационно-подготовительный этап:

мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента

формулирование объекта и предмета. Иногда вначале возникает объект и предмет, а затем уже гипотеза.

подготовка методических материалов, исследование инструментария

проведение разведывательного эксперимента

Страницы: 1 2

Это интересно:

Методика статистического анализа качества обучения
Предлагаемая методика основывается на том, что учебный процесс является частным случаем технологического процесса и ему должны быть свойственны такие же методы анализа, какие приняты для производственных процессов. Однако слепо перенести подобные методики нельзя, особенно это касается содержательно ...

Изменение размеров грудной клетки на протяжении физического развития школьников
Третьим образцовым показателем, используемым при оценке физического развития, являются размеры грудной клетки: сагиттальный, фронтальный и её периметр. Размеры и формы грудной клетки подвержены значительным изменениям в ходе онтогенеза. Связано это с увеличением и изменением топографии внутренних о ...

Психологические механизмы формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников
Для рассмотрения механизмов формирования мотивации у детей необходимо определить основные категории мотивации учения: мотив, мотивация, мотивационная сфера, учебно-познавательный мотив. В психологии под термином "мотив" понимается не только как осознанная потребность или как предмет потре ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru