Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. Для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и другое. Костюмы не нужно закреплять за определенной ролью, как это часто бывает в детских садах. Дети любят их комбинировать, даже белый халат, который обычно предназначен для роли врача, дети иногда надевают как плащ.
Появлению ролевых высказываний помогает специально оборудованная предметно-игровая среда. Нужны игрушки-партнеры, у девочек ими становятся куклы, с ними девочки разговаривают и тем самым у них формируются ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру. Для мальчиков порой такого партнера не находится, хотя ими могут быть игрушечные животные, например, собака, обезьяна и др.
Чтобы появились ролевые высказывания, обращенные к воображаемому собеседнику, можно предложить телефон или телефонную будку, в которой ребенок уединяется от остальных детей, и в спокойной обстановке может сосредоточиться на разговоре, преодолеть стеснительность. Телефонная будка может использоваться в играх и в других назначениях, например, как ракета, как лифт и другие.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают во взаимодействие, поэтому им нужны игрушки для самостоятельных игр. Объединению играющих помогает крупный игровой материал. Это могут быть крупные игрушки, например, макеты машин, теплоход и др., а также крупные предметы-заместители: средообразующие модули, фанерные ящики, выполненные по типу кубиков-вкладышей, крупный строительный материал. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, вокруг разбросали кубики как будто лодки или льдины, поставили треугольники, а это скалы или акулы.
Такая обстановка создает у детей иллюзию подлинности переживаемых событий. Ценность крупного материала и в том, что, играя с ним, дети много двигаются. Установлено также, что чем разнообразнее отображение в играх события, тем более обобщенный игровой материал требуется, вот поэтому наряду с игрушками, предлагаются и мелкие предметы-заместители.
Игровая деятельность заключает в себе два слоя: слой предметно-символический или сюжетно-игровой и слой собственно взаимоотношений, развертывающийся по ходу и в связи с осуществлением игровой символической деятельности. Вот эта особенность сюжетно-ролевой игры и создает условия для развертывания у играющих детей рефлексии, направленной на осознание схемы совершаемой деятельности, а также на осознание своего собственного места, своей позиции по отношению и к деятельности, и к лицам, ее осуществляющим. При этом дети, умеющие играть, одновременно движутся и в сфере конкретной реализации роли, эпизода, и в сфере планирования не только своей деятельности, но зачастую и деятельности других партнеров.
Исследуя показатели, что и в этих условиях возможно рассогласование деятельности. Оно возникает тогда, когда один из играющих почему-либо уклоняется от точного выполнения действий, заданных сюжетом-образцом. В этих ситуациях дети тотчас выходят из заданных ролевых отношений и делают замечания друг другу по поводу допущенных нарушений. Этот тип взаимоотношений был назван реальным в отличие от игровых взаимоотношений, репрезентируемых самим сюжетом игры.
Важно подчеркнуть, что указанная ситуация является относительно простой с точки зрения регуляции взаимоотношений, поскольку налицо та действительность, к которой можно апеллировать при возникновении рассогласований: в сюжете точно указано, каким образом следует поступать. Итак, в условиях, когда задан и разыгрывается заранее вполне определенный сюжет, деятельность у детей развертывается в двух плоскостях: 1) плоскости заданной деятельности - образца (сюжета игры) и 2) плоскости реализации действий, определенных сюжетом.
Новообразование во внутреннем опыте связано с тем, что ребенок приобретает представление о новой сконструированной ранее (кем-то) действительности, содержащей определенную последовательность, которой теперь, при реализации действий, надо следовать.
Игровое действие одного из участников и ответное действие партнера составляет игровой цикл, который и является повторяющейся единицей взаимодействия.
Эти переходы образуют особую схему, которая должна найти свое выражение во внутреннем опыте ребенка - иначе он никогда не поймет, что от него и от партнеров по игре требуется для того, чтобы игра осуществилась.
Это интересно:
Экспериментальное исследование педагогической поддержки в
период адаптации детей 3-4 лет в ДОУ
Основой организации нашего исследования является предположение, о том, что младший дошкольник легче пройдет адаптацию в ДОУ, если педагогическая поддержка будет: осуществляться исходя из индивидуальных затруднений ребенка; включать разнообразные способы превентивной и оперативной помощи детям; стро ...
Развитие педагогической антропологии как самостоятельной области знания
Появление этого совершенно непривычного термина не было случайностью. Поиски в сфере народного образования, переосмысление привычных взглядов на воспитание детей представляли значительный интерес для российского общества того времени. Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызвала к жи ...
Рекомендации родителям и учителям по осуществлению
контроля и регуляции влияния СМИ на социальное развитие ребенка
СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои "идеалы". Ребёнок, ещё не ориентирующийся в современной эстраде, как правило. Выбирает "модных" на сегодняшний день поп-звёзд, которые не редко становятся его жизненным идеалом, определяют музык ...