Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Взрослым не нужно указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемляется. Осваивая материалы, понимая взаимосвязи между ними, дети вступают в мир человеческой культуры, воспринимают опыт предшествующих поколений.
Более 70% материалов М. Монтессори в процессе экспериментов отбраковала, оставила лишь то, что давало действительно хорошие результаты. Поэтому неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали проверку временем, нередко называют Золотым материалом Монтессори.
К.Е. Сумнительный пишет, что в России свобода всегда понималась как вседозволенность, как разгул и анархия. Поэтому так много разговоров вокруг свободы в Монтессори-группе. С одной стороны, не много ли ее, а с другой, где же она эта свобода? Почему ребенок не дает выхода своим эмоциям и не переворачивает все в группе вверх дном? Попробуем взглянуть на свободу так, как предлагала это сделать М. Монтессори, и посмотрим, что же получает использующий ее ребенок :
1) Получая в Монтессори-группе свободу выбора материала, с которым ребенок работает, партнера, с которым может вступить во взаимодействие, малыш полнее раскрывает свою личность. Проявляет свои индивидуальные качества, может проверить, как другие свободные люди реагируют на его действия и привычки. Свобода выбора помогает проявить то уникальное разнообразие, которое так любит природа. Она подобна художнику, который так творчески плодовит, что никогда не повторяет сам себя. Так же, как не бывает одинаковых человеческих лиц, так и каждый разум – особенное творение, строящее свою уникальную систему знаний. Каждый имеет индивидуальные способности, свойства, способ самовыражения, свой собственный метод организации опыта. Однако очень часто эти индивидуальные характеристики становятся затуманенными, если не сказать перечеркнутыми тем, что в нашем обществе принято называть образованием – вместо того, чтобы сделаться более отчетливыми.
2) Второй подарок, который приносит ребенку свобода, это способность полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта удивительная концентрация, настолько абсолютна, что ребенок не замечает никаких других стимулов вокруг себя, таких как люди, музыка, шум, – также основывается на факте свободы выбора в сочетании с невмешательством учителя. Ни один учитель не смог бы настоять на таком сконцентрированном внимании. Но, увы, он слишком способен разрушить его путем излишнего вмешательства. Это концентрация, фундаментальная для развития, идет изнутри, и чтобы поверить в нее, ее надо видеть.
3) Кроме того свобода, как ее трактует Монтессори, необходима для формирования сознательного послушания, которое добровольно выбирается, но не навязывается. Именно оно в дальнейшем преобразуется в законопослушность как одну из важных характеристик цивилизованного человека.
4) Свобода тренирует волю ребенка. Оппоненты Монтессори утверждали, что лучший способ сделать ребенка послушным и прилежным – это начать с подавления его воли.
Монтессори и всей своей педагогической практикой доказывала, что в действительности, единственное, что необходимо ребенку, так это не ломать волю, а укреплять ее.
Сильная воля и самоконтроль позволяют говорить о такой производной свободы, как высокое чувство ответственности за себя, за других и за всю группу в целом. Понятно, что, будучи сформированным, это качество не пропадает вне группы и проявляется в таких достоинствах человека, которые мы называем надежность и порядочность.
5) Следующие достижения свободы – трудолюбие и стремление к самосовершенствованию. По Монтессори, эти тенденции генетически заложены в каждом человеке. Разумеется, они могут быть частично или полностью подавлены, но только не в Монтессори-группе, где детям не навязывают ни объект, ни время, ни ритм деятельности. Хорошо известен факт, что сознательное усилие по концентрации внимания вызывает усталость быстрее, чем когда в таком усилии нет необходимости. Работа, выбранная ребенком и выполняемая им без вмешательства, имеет свои собственные законы. Дети, если им позволено без помех завершить свой рабочий цикл, не устают. С другой стороны, работа, совершаемая под принуждением, из чувства долга, приводит к апатии гораздо быстрее, чем та, где движущим мотивом является интерес. Никто не будет отрицать, что, как правило, наиболее преуспевающие люди – это те, для кого их работа имеет величайшую привлекательность.
Это интересно:
Основные методы исследования в области физической культуры
и спорта
Область физического воспитания и спорта, в том числе и гимнастика, относится к педагогическим наукам, ее развитие во многом зависит от уровня развития таких наук, как педагогика, психология, социология, физиология, биология, математика, информатика и др. В связи с этим в исследованиях, проводимых п ...
Методика использования занимательных задач на уроке
Решать занимательные задачи можно как на уроке, так и во внеурочное время; их можно включать в процесс обучения практически на любом типе и этапе урока. Для мотивации целесообразно использовать ребусы и задачи-рисунки; для актуализации знаний – сканворды, викторины, задачи-рисунки, логические мини- ...
Недостатки произношения свистящих звуков у дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием
Сигматизмом называются дефекты произношения свистящих и шипящих звуков С, З, Ц и Ш, Ж, Ч, Щ. Сигматизм – один из очень распространенных видов неправильного звукопроизношения. В работах отечественных специалистов наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонематического сигматизма, ...