Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
На рубеже XIX–XX вв. кризис традиционной педагогики вызвал к жизни ряд новых концепций и течений, которые получили общее наименование реформаторской педагогики, или нового воспитания.
Общей идеей, сплотившей всех сторонников нового воспитания, было решительное неприятие традиционной педагогики и практики, а также углубленный интерес к личности ребенка, новые подходы к проблемам воспитания и обучения. Центральной задачей при этом стало определение путей формирования личности на протяжении всего периода детства.
Критикуя существующую систему образования, сторонники нового воспитания отмечали недооценку значения детства как самого яркого и исключительно важного для развития личности периода жизни; игнорирование своеобразия и самобытности детской психики, подавление органических творческих импульсов ребенка; стандартизированно-догматическую концепцию образования и культуры, шаблонные методы обучения и воспитания, авторитарную роль учителя.
Сторонники нового воспитания исходили из убеждения, что их теория произвела "коперниковский переворот" в педагогике, определив подлинный центр, вокруг которого должна вращаться система воспитания и обучения. Этот центр – ребенок.
Различные педагогические концепции нового воспитания оказали влияние на практику работы дошкольных учреждений и школ XX в. во всех странах мира.
В рамках характеризуемого направления к началу XX в. приобрела особую популярность концепция свободного воспитания, так или иначе проявившаяся практически во всех других педагогических течениях.
Представителем этого течения была Мария Монтессори (1870–1952) – итальянский врач, педагог, создавшая свою оригинальную систему воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Мария Монтессори родилась в Кьяравалле, близ г. Анкона. В 1894 г. окончила Римский университет, а через 2 года, получив ученую степень, стала первой в Италии женщиной – доктором медицинских наук, профессором антропологии и гигиены. Преподавала в Высшей женской школе, Римском университете.
Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике (1895–1898), где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена, занимавшихся проблемами развития и обучения детей с отклонениями, разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей.
Успех метода позволил применить его к нормальным детям дошкольного возраста.
Для внедрения своей системы Монтессори создавала для детей 3–6 лет дошкольные учреждения – дома ребенка (первые были открыты в 1907 г. в Риме). Это заведение должно было стать "местом, специально приспособленным для того, чтобы дети, не подвергаясь обучению, могли впитать в себя культуру, разлитую в окружающей их обстановке".
Опыт работы этих учреждений в 1909 г. был представлен в книге "Метод научной педагогики".
Переведенная на разные языки, она стала очень популярной и способствовала, как и другие произведения Монтессори, распространению предложенного метода в разных странах мира, в том числе и в России.
Монтессори пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога, так как считала, что взрослые, навязывая детям собственные установки, в том числе нравственные, тормозят их естественное развитие. Педагог – прежде всего наблюдатель, экспериментатор.
Монтессори ставит проблему воспитания свободного ребенка, а для этого ему надо помочь овладеть всем тем, что нужно для самостоятельной жизни.
Суть метода Монтессори – это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде.
Основная форма воспитания и обучения – самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого – сжатость, простота и объективность.
Педагогическая система Монтессори на протяжении почти 100 лет является предметом пристального внимания педагогов всего мира.
А с какой ненавистью относились к ней идеологи всех тоталитарных режимов прошлого столетия. Едва придя к власти, и Муссолини, и Сталин, и Гитлер сразу же издают указы о закрытии Монтессори-школ, начинаются гонения на монтессори-педагогов, сторонников этой методики. И неудивительно: ведь ключевое слово в лексиконе величайшего педагога и гуманиста двадцатого веха Марии Монтессори – это "свобода". Целью всей своей жизни она видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность. Именно таких людей панически боялись диктаторы всех времен.
Педагогику Марии Монтессори успешно применяют в практической работе с детьми в детских садах и школах Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии и других стран. С начала 90-х годов XX в. в России после длительного забвения (первые детские сады по системе Монтессори возникли в начале века) происходит возрождение интереса к этому педагогическому направлению.
Это интересно:
Развитие памяти в дошкольном возрасте
Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с точки зрения Л. С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой - память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. В дошкольном возрасте ...
Терминологический аппарат исследования
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, ...
Интервью с заместителем
директора о сознательности и дисциплине студентов
Нами было взято небольшое интервью с заместителем директора ГАОУ СПО "Казанский медицинский колледж" Мусиной Лилией Маратовной: Вопрос: Какие качества должны иметь студенты и выпускники колледжа? Лилия Маратовна: Студенты должны иметь чистую совесть, чистые помыслы, потому что больные раз ...