Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Развитие образной речи на основе фольклорного жанра

Страница 3

Народный язык не знает словесного штампа, трафарета. В языке педагога, разговаривающего с детьми, он встречается часто. Может быть, одним из главных вопросов борьбы за чистоту и народность русского языка является освобождение речи педа­гога от трафарета и придание ей той живости, свежести, которая связана с её подлинной народностью. «Договорились с детьми», «В чём дело», «Давайте пойдём на прогулку» и многие другие избитые, но ежедневно произносимые фразы заполняют речь вос­питательницы.

Следует приучать детей употреблять русские слова и прибе­гать к иностранным только в случае крайней необходимости. По­добное пожелание нужно целиком отнести и к речи воспитательницы.

Приговорки, поговорки, пословицы и загадки.

Приговорки издавна употребляются в воспитании как пе­дагогические приёмы, для того чтобы эмоционально окрасить зна­чимость того или иного момента жизни ребёнка.

Скучный для детей процесс, например одевание, сопровождае­мый приговоркой, становится более интересным. Сама деятель­ность ребёнка, если она метко, удачно охарактеризована словом, полнее осознаётся им. Широко применяемые в самом раннем детстве приговорки и в дошкольном возрасте служат свою службу, только по содержанию они изменяются, отвечая новым запросам его умственного и нравственного роста. Подобно загадке, приговорка поэтизирует для ребёнка его собственную деятельность, быт.

Поговорки и пословицы — краткие изречения, содержащие вы­вод из наблюдений над окружающим, понятны более старшим детям шести-семи лет. В поговорке, пословице важно их содер­жание. Сложились они на основе огромного жизненного опыта. Поговорка — принадлежность речи взрослых, дети ею почти не могут ещё пользоваться и только подводятся к этой форме фоль­клора. Однако обращённые к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения, например: «Поспешишь, людей насмешишь». Всего правильнее употреблять пословицы и поговорки в момент, когда обстоятельства наглядно иллюстри­руют пословицу; тогда скрытый в ней смысл становится для ребёнка ясен: «Вот поспешил рисовать, и плохо вышло».

Использование загадок, как одной из форм образной народной речи, получило признание в работе детских садов. Из практики можно уже сделать известные педагогические выводы. Совершенно очевидно, что загадка — полезное упражнение для ума ребёнка только тогда, когда она правильно выбрана. Учитывая особенности построения загадок, опирающихся на определенный жизнен­ный опыт, на знания о вещах и явлениях, необходимо всегда по­мнить о крайне незначительном жизненном опыте детей-дошколь­ников, о неспособности их мыслить отвлечённо. Детям могут быть предложены только такие загадки, смысл которых близок опыту ребёнка и выражен в ней почти наглядно. Ведь дело не в том, чтобы ребёнок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы он искал ответа—в этом и состоит упражнение ума. Загадки по содержа­нию должны быть связаны с опытом ребёнка, доступным его по­ниманию. Если нарушается этот принцип, то нужен длительный и почти излишний труд взрослого, наводящий ребёнка на раскрытие смысла загадки. Загадка потому-то и загадка, что в ней скрыт определённый смысл, который можно раскрыть лишь уловив внут­реннюю связь между словами загадки и скрытым в ней смыслом. Эта работа ума посильна только более старшим детям (после пяти лет); младшие дошкольники даже и не могут увидеть в за­гадке какого-либо иного смысла, кроме того, что сказано в словах.

Как правило, старшие дошкольники уже знают некоторые за­гадки. Они слышат их в семье, от других детей. В тех случаях, когда воспитательницам приходится впервые знакомить детей с загадками, надо прежде всего дать им понять, что такое загадка. При сборе грибов в лесу детям говорят: «Стоит Антошка на одной ножке»; обычно кто-нибудь из детей отгадывает: гриб. Если таких не находится, можно добавить: «Его ищут, а он пря­чется», тогда большинство скажет отгадку. Но лучше ограни­читься первой частью, дать загадку, не портя прибавлениями, а повторить ещё и ещё раз.

Целесообразно заранее подготовить детей к отгадыванию за­гадки. На берегу речки внимание детей было обращено на то, что лодка не оставляет после себя следа. После этого детям стала доступной загадка; «Еду-еду — следу нету, режу-режу — крови нету».

С этими упражнениями ума ребёнка спешить не нужно. Дело не в количестве загадок и отгадок к ним, которые дети будут помнить, а в том, что ребёнок приучается мыслить отвлечённо;именно загадка и является в дошкольном возрасте одним из путей для этого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Модели гражданского воспитания школьников
Модели гражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении ...

Преподавание ОБЖ В МОУ СОШ №10 ст. Придорожной Каневского района и его роль в подготовке школьников к современным условиям жизнедеятельности
В МОУ СОШ №!0 предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподаётся с момента его введения в школьную программу. В настоящее время обучение данному предмету ведётся двумя преподавателями – автором предлагаемой квалификационной работы, директором СОШ №10 и Шмигельским Виталием Владимировичем – ...

Задачи, методы и организация исследования
В ходе работы по данному вопросу были сформулированы две задачи, первая состоит в изучении тотальных признаков у детей 7 - 15. Для решения данной задачи были проведены измерения детей с 1 по 9 классы. В наши измерения входили длина тела, вес тела и обхват грудной клетки. Второй поставленной задачей ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru