Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
«Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.
Под методами музыкального образования (дословный перевод слова «methodos» с греч. «путь к чему либо») понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся.
Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном воспитании имеют свою специфику. Так, например, метод формирования общественного сознания в методике музыкального образования получил название – словесный метод. Экономичность и эффективность метода были отмечены рядом отечественных ученых (М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером и др.) в музыкальном обучении понимается не столько как передача необходимой информации, сколько в качестве образно-психологического настроя, направленного на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть образной.
Словесный метод обращен к сознанию ребенка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Например, метод рассказа используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжетных музыкальных игр. Рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения.
Метод беседы обычно проводится с детьми после слушания музыки, реже – перед слушанием, когда надо конкретизировать содержание произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку. Беседы с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и конкретностью. Беседа с детьми строится в форме вопросов и ответов.
Общепедагогический метод формирования общественного поведения в «Теории и методике музыкального образования» получил название – метод практической деятельности. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание в виде систематических упражнений.
В целом, можно сделать вывод, что все методы музыкального воспитания используются педагогом как единая система, неразрывное целое.
Из всего многообразия методов учителем выбирается тот или иной метод в зависимости от стоящей задачи, конкретной воспитательной ситуации, выбранных средств, возраста учеников, их индивидуальных особенностей. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.
Это интересно:
Опытно-экспериментальная
работа по проблеме развития мыслительных операций у старших дошкольников
посредством логических задач и упражнений
В процессе познания и развития мыслительной деятельности ребенок усваивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Они являются основными компонентами мышления. Каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной ...
Классификация категорий и групп подростков с осложненным поведением
Практически все педагоги сталкиваются в работе с подростками с трудностями, которые вызваны особенностями их поведения: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, гиперактивность, эгоизм и многие другие. Уже одн ...
Особенности развития творческих способностей у младших школьников
Говоря о развитии способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные временные рамки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самог ...