Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность педагогической технологии в развитии критического мышления через чтение и письмо

Педагогика и воспитание » Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии » Сущность педагогической технологии в развитии критического мышления через чтение и письмо

Страница 6

Таким образом, на стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию на основании уже имеющихся у них представлений, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетании индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) школьники, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Наряду с письменными формами, не менее важной является устная рефлексия. Дж. Стил и ее коллеги – авторы педагогической технологии критического мышления – отмечают, что живой обмен идеями между учащимися дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными возможностями учета этих идей. Побуждая к диалогу на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность рассмотреть различные варианты мнений по поводу одного и того же вопроса.

Отметим значение фазы рефлексии для развития знаний учащихся. В этом контексте рефлексия имеет значения для отслеживания результата обучения. Вместе с тем, не менее важна роль этой фазы для отслеживания самого процесса обучения, процесса мышления и деятельности. К. Роджерс писал: «Способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, попытаться прояснить свои вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта…» Отслеживание механизма своей деятельности помогает учащемуся осознать методологию учебного и научного познания. Дж. Стил и ее коллеги подчеркивают, что преподавание является прозрачным, т. е. когда учащиеся видят, как разворачивается учебный процесс. В это контексте механизм реализации фазы рефлексии выглядит следующим образом.

Рисунок 2

Механизм рефлексии на уровне педагогического процесса в режиме технологии развития критического мышления

Преподаватель

Рефлексия педагогического процесса, осознание собственных действий и действий учащихся

------

Становление нового педагогического опыта, развитие мастерства

Эффективность педагогического процесса

I

I

I

Учащийся

Рефлексия процесса, осознание своего «я», своего опыта, собственных действий и действий учащихся и преподавателя

Рождение нового знания, становление опыта, развитие личности

Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Еще более важно, чтобы этот процесс осуществлялся без принуждения со стороны преподавателя. Каким образом преподаватель может стимулировать рефлексию? Б. Блюм считал, что таким действенным механизмом могут быть вопросы. Он систематизировал возможные типы вопросов в соответствии с компонентами когнитивной (познавательной) деятельности.

Вопросы формального уровня – это простые вопросы, ответы на которые предполагают воспроизведение информации. (Когда родился НаполеонI? Что такое триангуляция?? Данный тип вопросов наиболее характерен для устной проверки знаний на зачете или экзамене. Однако данные вопросы не стимулируют развитие навыков критического мышления, способствуя лишь тренировке памяти.

2. Вопросы на перевод – это вопросы, предлагающие трансформацию учащимися информации в других образах. (С чем можно сравнить строение земной коры?

Какие ассоциации у вас возникают при рассмотрении данной реакции?) Ответ на вопросы данного типа подразумевают формулировку услышанной или прочитанной информации своими словами, соотнесение новой информации с уже знакомыми образами.

3. Вопросы на интерпретацию – это вопросы, которые позволяют прояснить понимание взаимосвязей между идеями, фактами, определениями или ценностями.

(Почему вы считаете, что события должны были развиваться следующим образом?

Какова причина того, что данное событие произошло именно сейчас? По мнению Сэндрса, эти вопросы являются ключевыми, они как никакие другие стимулируют мыслительную деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Экологические проекты в ДОУ
Метод проектов, как уже указывалось выше, связан с развивающимся личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в ДОУ любого типа, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и приме ...

Опытно-экспериментальная работа по формированию пространственного мышления у учащихся во втором классе на уроках математики
Цели исследования: выявление уровня сформированности пространственного мышления у детей младшего школьного возраста, поиск наиболее эффективных способов формирования этого вида мышления; составление и апробация программы формирования пространственного мышления у учащихся второго класса. Этапы: 1. К ...

Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста
В этом разделе мы более подробно изучим закономерности развития речи детей младшего школьного возраста. Речевая деятельность человека осуществляется в соответствии с нормами, свойственными тому или иному языку на определенном этапе его развития. Приведем основные закономерности развития детской реч ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru