Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
1. Однозначные и многозначные слова
(первый урок)
На этом уроке реализуются следующие цели:
а) познавательные — ознакомление с понятиями «однозначные и многозначные слова» и со способами отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова;
б) практическая — формирование умения находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;
в) общепредметная — совершенствование умения самостоятельно пополнять свои знания (на основе работы со словарем).
Повторение пройденного: лексическое значение слова, толковый словарь: словосочетание и предложение; правописание гласных в окончаниях существительных и прилагательных.
I. Проверка домашнего задания. Понимание учениками нового лексического явления опирается на знание ими функции слова в языке и понятия «лексическое значение слова», поэтому с целью повторения перед учащимися ставятся следующие вопросы:
Для чего в языке служат слова? Что такое лексическое значение слова? Как называются книги, в которых даются толкования лексических значений слов?
II. Объяснение нового материала. О многозначных и однозначных словах сообщаются следующие сведения: сущность многозначности и однозначности слова; наличие многозначных слов среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных; отражение многозначности слова в толковых словарях.
1. Сущность однозначности и многозначности слов целесообразнее всего показать путем сопоставления слова и предмета, называемого данным словом. Для беседы используются рисунки, изображающие предметы: для однозначных слов, например, гантель, грач, кувшин, морж, олень и др. (при этом не следует брать однозначные слова, имеющие омонимы,— лук, коса и др.), а для многозначных — рисунки, помещенные в соответствующем параграфе учебника.
Опыт показал, что знакомство учащихся с новыми понятиями целесообразнее начинать с многозначных, а не с однозначных слов. Ученикам предлагается рассмотреть в учебнике рисунки, на которых изображены разные кисти, и соотнести названия предметов с соответствующими рисунками. Завершается это наблюдение записью толкования каждого лексического значения слова кисть:
кисть руки — это часть руки от сгиба (запястья) до конца пальцев;
кисть винограда — это скопление ягод винограда на одной ветке;
кисть малярная — это пучок щетины (волос, шерсти, искусственных волокон), прикрепленный к рукоятке, служащей для нанесения краски, клея на поверхность».
Затем проводится беседа, которая должна привести учащихся к пониманию многозначности слова.
— Что общего имеется между этими разными предметами?
(У каждого из них есть совокупность однородных частей, собранных в одном месте,— пальцев, ягод, щетинок.)
— Одним или разными словами названы эти разные предметы? (Одним словом кисть.)
— Слово кисть имеет одно или несколько лексических значений? (Несколько.)
Далее учитель делает вывод о том, что такие слова, которые имеют несколько лексических значений, называются многозначными.
— Значит, каким же словом является кисть (Многозначным.) Учащиеся записывают следующее предложение: Кисть — многозначное слово.
Чтобы подвести учащихся к пониманию сущности понятия «однозначные слова», можно использовать или слово учителя, или беседу.
Материал для слова учителя:
— Мы познакомились с многозначными словами, т. е. со словами, имеющими несколько лексических значений. Если же слово имеет только одно лексическое значение, то оно является однозначным.
Для беседы школьникам предлагается рисунок, например гантели (грача, моржа, оленя и т. п.) и подпись под ним. Учитель спрашивает:
— Называем ли мы данным словом еще какие-то предметы? Сколько лексических значений у данного слова? Каким же оно будет по количеству лексических значений? (Однозначным.)
Учащиеся записывают следующее предложение: Гантель — однозначное слово.
В заключение делается вывод о том, что слова бывают однозначными и многозначными. Разница между ними заключается в том, сколько разных, но сходных в чем-то предметов называет слово и сколько имеет лексических значений. Это можно показать и по таблице, которая заранее готовится учителем на доске или на плакате. При наличии времени ее можно записать в тетрадях.
Однозначное слово гантель
слов — 1 предметов — 1 лексических значений —1
Многозначное слово кисть
слов — 1 предметов — 3 лексических значений — 3
2. Далее сообщается о том, что многозначные слова встречаются среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Учитель называет несколько многозначных прилагательных (например, воздушная (струя), воздушный (насос)), существительных {слива — дерево и слива — плод этого дерева), глаголов (например, калить (железо), калить (орехи) и т. д.). Эти слоза записываются учащимися; многозначные слова подчеркиваются.
3. Следующий этап — знакомство со способом обозначения разных лексических значений в толковом словаре. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что разные лексические значения многозначных слов помещаются в одной словарной статье и нумеруются. Для примера можно проанализировать словарную статью игла, помещенную в учебнике.
Это интересно:
Место интеллектуальных знаний в инновационной подготовке специалистов экономического профиля
Широко обсуждаемая в современной литературе возможность смены инерционноресурсного («нигерийско-мексиканского») сценария социально-экономической динамики отечественного хозяйства инновационным сценарием («австралийским»), как представляется, требует определенных уточнений и дополнительных комментар ...
Организация занятий в разновозрастной группе детей раннего возраста
Согласно рассматриваемой ранее учебной программы «Дитина» Занятие трактуется как это особая форма педагогического процесса, наиболее эффективный вид обучения, направленного на приобретение детьми знаний, умений и навыков. Занятия способствуют активизации высших психических процессов и пробуждают са ...
Цели и задачи социально-психологической поддержки учащихся
В последние годы опубликован ряд научных работ, авторы которых рассматривают теоретические и практические аспекты функционирования образовательных учреждений и особенности деятельности психологических служб в этих школах: Битянова М.Р., Качимская А.Ю. Целью работы психологов становится не просто об ...