Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Приведенный в предыдущих параграфах анализ содержательной наполненности идеи К.Н. Вентцеля о "Доме Свободного Ребенка" привел нас к выводу о том, что "ДСР" - это место цельной и гармоничной жизни воспитателей и воспитанников, где должно осуществляться ценностно-смысловое равенство воспитателей, родителей и воспитанников как духовно свободных и самоценных личностей; целевая общность жизнедеятельности всех членов педагогической общины; учет педагогической ценности комплексности трудовой игровой и учебной деятельности; ориентация на стимулирование свободного творчества всех членов "Дома…" во всех сферах его жизнедеятельности и стремление к развитию их космического самосознания.
Сравнительный анализ модели идеального воспитательно-образовательного учреждения, предложенной К.Н. Вентцелем с другими концептуальными моделями такого рода заведений, данных приверженцами свободного воспитания, а также с современными концепциями, выявил следующую выигрышную специфику "Дома Свободного Ребенка":
обоснованная целостность, последовательность и логическая связанность педагогического обоснования жизнедеятельности "Дома…";
постулирование положения о многообразии воспитания, предполагающего опору на развитие личности ребенка через расширение его индивидуальной значимости, выделение активного творческого начала как необходимого условия свободного обнаружения индивидуальности, отношение к детям как к самостоятельным искателям высших духовных ценностей жизни;
обязательность гуманистической ориентации педагогов;
глобальность, ориентированность на гармоническую общность каждого воспитанника с Творческим космосом.
Эти важные, значимые и актуальные для современности положения. отличающие теоретическую модель образовательного учреждения К.Н. Вентцеля, необходимо, с нашей точки зрения, раскрыть перед широкой педагогической общественностью, и прежде всего перед будущими педагогами, которым предстоит развивать и совершенствовать гуманистическую педагогическую науку в ХХI веке.
Чтобы внести в свой вклад в решение обоснованной выше задачи мы провели соответствующую опытно-экспериментальную работу.
Она состояла из трех этапов и реализовалась с учащимися выпускного педагогического класса школы № 37 г. Смоленска.
Выделим цели и задачи каждого из этапов:
Первый этап - констатирующий.
Цель: определить уровень знаний учащихся о гуманистическом направлении в педагогике.
Задачи:
выявить, насколько учащиеся выпускных классов знакомы с данным направлением в педагогике, в частности со спецификой теорий и концепций виднейших представителей свободного воспитания К.Н. Вентцеля, Ж. - Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, В. Штерна и др.;
выявить специфику собственного отношения учащихся к свободе и гуманизму как важнейшим образовательным категориям;
определить склонность учащихся к конкретному педагогическому стилю общения.
Учащимся было предложено заполнить графы анкеты.
Анализ результатов дал нам возможность выявить такие факты:
Свобода и гуманизм в образовании понимаются учащимися утилитарно, с позиции "выгоды" для ученика или преподавателя.84% учащихся на интуитивном уровне верно связывают гуманизм в педагогике с практикой личностно-ориентированного образования;
Большинство опрошенных учащихся хоть и склонны теоретически придерживаться демократического стиля общения, но в своей работе легче использовали бы авторитарный;
Имя К.Н. Вентцеля и его взгляды учащимся совсем незнакомы, а также 82% из них не смогли верно определить направленности идей Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, В. Штерна и других представителей гуманистической педагогики и свободного воспитания.
Полученные результаты подтвердились и в ходе групповых и индивидуальных бесед с учениками.
Подобные результаты выявили для нас необходимость организации специальных мероприятий для ознакомления учащихся с гуманистическим направлением в теории и практике педагогики, и в частности, со спецификой взглядов К.Н. Вентцеля на построение идеального воспитательно-образовательного учреждения. Такова была цель следующего этапа нашей экспериментальной работы.
Это интересно:
Изучение фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста
со стертой дизартрией
Эмпирическое исследование по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в дошкольном возрасте со стертой дизартрией было проведено в МДОУ Д/С «Сказка», с. Починки. В экспериментах принимали участие 10 детей - воспитанники подготовительной логопедической группы со стертой дизартрией. В хо ...
Технология коллективного взаимообучения
Название технологии имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Статическая пара. В ней (по желанию) объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик». Так мог ...
Комплекс игр, направленных на развитие фонетико-фонематической стороны речи
у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др. Речевой и наглядный материал для да ...