Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Если же у ребёнка полностью отсутствуют какие-либо увлечения, то, скорее всего, их не было у окружающих взрослых. Бывает наоборот: родители слишком активно стараются развить какой-либо интерес у школьника, что ведёт к обратному результату.
Играет роль в отсутствии интересов и социальная обстановка, нехватка кружков, бедность библиотеки, отсутствие спортивных секций и недостаточная материальная обеспеченность родителей.
Большое влияние на развитие интересов в подростковом возрасте оказывает общая атмосфера школы: если педагоги увлечены своим предметом, имеют большой круг интересов, желают всё это передать ученикам – всё это служит поддержкой влечения школьников.
Иногда сталкиваясь с первым неуспехом (или небольшим успехом), подросток быстро гаснет из-за неуверенности в себе. Родители в такой ситуации должны поддержать подростка, укрепить его самооценку, проанализировав причины неудач.
Часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилий». Дети готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно, не прилагая никаких усилий, развлечь себя и чем-то заняться. Эти ребята – первые кандидаты в асоциальные группы. Они нуждаются в особом внимании и родителей и педагогов. Таким образом, чаще всего интересы шестиклассников лежат вне школы. А это, в свою очередь, часто ведёт к ухудшению успеваемости.
Переход от детства к юности присутствует во всём развитии подростка: его анатомо-физиологическом состоянии, интеллектуальном, нравственном состоянии и всех видах его деятельности. В подростковом возрасте серьёзно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, изменении уже сложившихся взаимоотношений с людьми. Особое значение имеют чувства, они становятся преднамеренными, сильными, осмысленными. Проявляются очень бурно, особенно гнев, иногда аффектно. Это период тяжёлого кризиса, ”катастроф” (упрямство, эгоизм, замкнутость и т.д.). Важно бережно относиться к духовному миру подростков, проявлению их чувств. Проблемой в этом возрасте является несогласованность убеждений, моральных идей и понятий с одной стороны, поступков и действий с другой. Педагог должен глубоко осмыслить особенности развития подростков, уметь поставить себя на их место. Дети в этом возрасте способны понять аргументацию, убедиться в её обоснованности, согласиться с разумными доводами.
Существует ещё одна причина трудностей в бучении в средних классах. Это формализм в учёбе. Различают два вида формализма:
1. Школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления, зазубривают написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма часто наблюдается у прилежных подростков, желающих хорошо учиться, но не умеющих правильно мыслить и чем-то интересоваться.
2. Школьники легко оперируют абстрактными понятиями, владеют способами теоретического мышления, но испытывают трудности «в восхождении к конкретному». Основная причина такая же - низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.
Формальное усвоение школьных знаний отрицательно влияет не только на их качество, но и на развитие личности ребёнка. При наличии формализма первого вида может возникнуть учебная перегрузка, что проводит к повышенной утомляемости.
В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. В 5 классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. Причём не только усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают пять-шесть учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если ученик ещё недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у учащегося скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать его своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (Формулы, закона, определения).
Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определённый смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному обучению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток обычно остро переживает учебные неудачи и из-за самолюбия иногда маскирует подлинное отношение к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен.
Это интересно:
Физическая подготовка школьника
Физическая подготовка школьника делится на три этапа по периодам обучения. В младшем звене преимущественно нужно развивать общую выносливость посредством постепенного увеличения количества движения во всех разделах школьной программы. Наиболее перспективными качествами нужно признать развитие ловко ...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение семи лет применяю информационно-коммуникационные технологии, работая над методической темой "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы: мониторинги оценки качес ...
Анализ деятельности Министерства образования и науки Челябинской области на
примере управления дошкольного образования
Управление дошкольного образования является структурным подразделением министерства, обеспечивающим осуществление федеральной (в части, отнесенной к компетенции субъекта РФ) и региональной политики в сфере дошкольного образования. В своей деятельности специалисты управления руководствуются Конститу ...