Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
- активным поиском подростками образцов-идеалов и недостаточным выражением в содержании школьного воспитания привлекательных современных образцов служения идее, размышлений о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях, о предназначении человека на Земле;
- между возрастающими требованиями общества к формированию ценностных ориентаций у подростков и недостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения в деятельности классных руководителей.
Выявленные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя общеобразовательной школы?
Цель исследования: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективного формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя.
Объект исследования: целостный педагогический процесс общеобразовательной школы.
Предмет исследования: реализация комплекса педагогических условий эффективного формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя.
Гипотеза исследования. Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя будет осуществляться эффективно, если:
- воспитательный процесс организуется на основе научно обоснованной модели формирования ценностных ориентаций, включающей ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, диагностико-результативный компоненты. При этом система ценностей понимается в соотношении с духовным бытием человека как диалоговое взаимодействие его с окружающим миром, другими людьми и самим собой (становление субъекта культуры), а педагогическая деятельность классного руководителя как социокультурный межсубъектный диалог;
- разработаны и определены критерии и показатели, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность формирования ценностных ориентаций у подростков;
- обеспечивается повышение теоретического и методического уровней классных руководителей по приобщению подростков к общечеловеческим и национальным ценностям путем внедрения авторской программы «Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков»;
- оказывается комплексное педагогическое воздействие на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты структуры ценностных ориентаций подростков в процессе реализации авторской программы воспитания «Культурное наследие земли Чувашской»;
- создается высокий нравственный, социально-психологический климат в классе, способствующий через самодеятельность и творчество участников коллективной жизнедеятельности организации действий и поступков, которые закрепляют опыт ответственного отношения к общечеловеческим и национальным ценностям;
- обеспечивается интеграция воспитательных сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры, производственных коллективов;
- осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам в процессе поэтапного формирования у них ценностных ориентаций.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать состояние разработанности исследуемой проблемы в педагогической теории и практике;
2) уточнить сущностные характеристики ценностных ориентаций у подростков;
3) раскрыть содержание процесса формирования ценностных ориентаций у подростков;
4) выявить типичные трудности современных классных руководителей в работе по формированию ценностных ориентаций у подростков;
5) разработать и апробировать модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя;
6) выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков.
Методологической основой исследования стали: философское учение о всеобщей взаимосвязи явлений и процессов; положения диалектической теории познания; идеи, раскрывающие проблему взаимодействия общества и человека, признающие человека ценностью и целью общественного развития; идеи становления личности в процессе развития цивилизаций; научные положения гуманистической педагогики о сущности воспитания; учение о единстве общего, особенного и единичного в педагогическом процессе; идеи аксиологического подхода; законодательные акты государства и нормативные документы Министерства образования и науки РФ по организации воспитательного процесса в общеобразовательных школах, в том числе в деятельности классного руководителя.
Это интересно:
Уровни развития пространственного мышления у младших
школьников
В психолого-педагогической литературе довольно много работ освещают вопросы развития пространственной ориентации у детей преддошкольного и дошкольного возраста (В.Е. Ботурова, Н.И. Голубева, М.Н. Волокитена, А.В. Запорожец, А.Н. Знаменская, Е.И. Игнатьев, А.Я. Колодная, А.М. Леушина и др.). В их ра ...
Деятельность социального педагога по профилактике агрессивности детей в дошкольном
образовательном учреждении
Профессия социальный педагог в России официально зарегистрирована в 1991 году. Сегодня должность социального педагога прочно укоренилась в системе образования. Социальная педагогика как отрасль теоретических знаний и практического опыта находятся в активном экспериментальном поиске. Во многих школь ...
Различные исторические подходы к изучению игровой деятельности ребенка
Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном-«игра с огнем»-и чего-то необычного- «игра природы»-или случайного-«игра судьбы». Слово «играть» употребляется в значении развлечения, исполнения какого-либо музыкального ...