Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Цель: сформировать у учеников понятие о математической логике, логике высказываний.
Задачи:
– сформировать у учеников понятие о высказываниях, логике высказываний.
– развить практические навыки решения задач по данному материалу.
– формирование у детей научного мировоззрения.
План урока:
1. Орг. часть.
2. Сообщение нового материала.
3. Закрепление нового материала.
4. Задание на дом.
Ход урока:
1. Проверка отсутствующих в классе, домашнего задания.
2. Теперь приступим к запланированной на сегодня работе. Тема нашего урока – высказывания и логические операции.
Одним из исходных неопределяемых понятий в математической логике является понятие высказывания.
Высказывание – это повествовательное предложение, относительно которого можно сказать, что оно истинно или ложно.
Примеры:
Минск – столица Беларуси.
2*2 = 4.
Волга впадает в Чёрное море.
Первые два высказывания – истинные, а третье ложное. Запомните! Вопросительные, восклицательные, побудительные предложения, а также определения не являются высказываниями! Более того, не всякое повествовательное предложение является высказыванием. Так предложение «БМВ – лучший автомобиль» не является высказыванием, т.к. разным людям нравятся разные автомобили и именно их они считают самыми лучшими.
Так следует упомянуть то, что в мат. логике интересуются не содержанием, а истинностью или ложностью высказывания. Всякое высказывание или истинно, или ложно, и не может быть истинным и ложным одновременно.
Если высказывание истинно будем обозначать его И или 1, если ложно – то Л или 0.
Из исходных высказываний можно с помощью слов «и», «или», «если … , то …», «тогда и только тогда, когда …» можно строить сложные высказывания, т.е выполнять логические операции.
Определение: отрицанием высказывания А называется высказывание «не А» (обозначают ), которое истинно, когда А ложно, и ложно, когда А истинно.
Пример:
Если А – это высказывание «2 > 6», то – высказывание «».
Отрицание высказывание А можно определить с помощью т.н. таблицы истинности:
А |
|
0 |
1 |
1 |
0 |
Определение: конъюнкцией высказываний А и В называется сложное высказывание «А и В», которое истинно тогда и только тогда, когда А и В одновременно истинны (обозначают А /\ В).
Пример:
Пусть заданы два высказывания: А: 23 = 8; В: Минск – столица Беларуси. Тогда конъюнкция А /\ В истинна, т. к. оба высказывания одновременно истинны.
Таблица истинности для конъюнкции будет выглядеть так:
А |
В |
А /\ В |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Определение: дизъюнкцией высказываний А и В называется сложное высказывание «А или В», которое ложно тогда и только тогда, когда А и В одновременно ложны (обозначают А \/ В).
Пример:
Пусть А: 23 = 4, В: Париж – столица Мадагаскара. Дизъюнкция этих высказываний будет ложной, т. к. А и В одновременно ложны.
Таблица истинности для дизъюнкции будет выглядеть так:
А |
В |
А \/ В |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Это интересно:
Этапы формирования грамматических навыков
При обучении иностранным языкам выделяют активный и пассивный минимум материала. Активный материал предполагает отработку для использования в продуктивных видах речевой деятельности, а пассивный служит лишь для узнавания при чтении и аудировании. Отбор активного грамматического материала строится с ...
Учеба
Матильду определили в Императорское Театральное училище осенью 1880 года, когда ей минуло 8 лет. Каждую осень в балетное училище принимались дети от 9 до 11 лет "после медицинского осмотра и признания их годными к изучению хореографического искусства". Жюри было строгим и лишь часть запис ...
Результаты контрольно-педагогических испытаний школьников первого класса
В исследованиях принимали участие 29 первоклассников из экспериментальной группы (14 мальчиков и 15 девочек) и 36 - из контрольной (17 мальчиков и 19 девочек). Экспериментальная группа делилась на три подгруппы с учетом физического развития. В первую подгруппу (уровень "ниже среднего") во ...