Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Изменение государственной политики в области образования, законодательно закрепленное право на свободу педагогического творчества, позволили отойти от единообразного подхода в воспитании, свойственного советскому периоду. Одной из основных целей образования стало создание нового типа социокультурной ориентации и жизнедеятельности, направленных на саморазвитие и самосовершенствование личности, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования РК. В данном документе отмечается, что стратегическим ориентиром реформирования сферы образования должна стать «идея формирования новой генерации людей с инновационным творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой; высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру». В Концепции определены основные принципы государственной политики, представлена концептуальная модель образования, аргументирована необходимость внесения кардинальных изменений в сложившуюся образовательную систему: «…она обязана уступить место инновационному обучению, раскрепощающему и педагога, и учащегося, дающему учебному заведению возможность работать на опережение, максимум свободы в выборе форм и методов обучения. Необходимо добиться гибкости и мобильности учебных планов, диверсификации программ, учебных курсов и дисциплин, индивидуализации образования, распространения новых прогрессивных форм контроля знаний и уровня развития молодежи».
В 1997 году была принята «Концепция развития среднего образования РК», определившая цели, задачи, основные направления и условия его развития. В Концепции отмечается важность формирования мировоззрения, творчества и компетентности, выделены концептуальные положения стандарта среднего образования, определены типы инновационных организаций: профильная школа, гимназия, лицей, специализированная школа для одаренных детей.
Активное формирование политики в области реформирования образования нашло отражение в новом Законе «Об образовании» (1999 г.), в который внесены существенные изменения и дополнения. Закон провозгласил путь на модернизацию сферы образования, определил основные принципы образовательной политики: равенство прав всех граждан РК на образование; доступность образования всех уровней; светский характер; стимулирование образованности личности и развитие одаренности; непрерывность; разнообразие организаций образования; демократический характер управления образованием; расширение академических свобод и полномочий организаций образования; гуманистический и развивающий характер; интеграция образования, науки и производства; профессиональная ориентация; информатизация.
В 2000 году Указом Президента РК Н.А. Назарбаева утверждена Государственная программа «Образование», определившая основные направления его развития до 2005 года. В ней сформулированы принципы развития целостной непрерывной системы образования, начиная с дошкольного воспитания и обучения и завершая вузовским и послевузовским профессиональным образованием. Программа предполагает решение ряда задач: создание условий для удовлетворения конституционных прав граждан на доступ к образованию всех уровней и ступеней; совершенствование управления системой образования; повышение качества образования и образовательных программ, предоставление выбора образовательных услуг; совершенствование воспитательной работы, обеспечение единства процессов обучения и воспитания; повышение социального статуса педагога; создание условий для интеграции системы образования РК в мировое образовательное пространство.
Серьезный вклад в формирование современной образовательной политики внес также Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании» (2004 г.). В новой редакции Закона закреплены условия, способы и механизмы внедрения педагогических инноваций в практику. В качестве одной из приоритетных задач определена целесообразность поддержки инновационной деятельности учреждений образования, изучение и освоение новейших образовательных технологий .
Своевременной стала «Государственная программа развития образования в РК на 2005-2010 годы». Основанием для ее разработки послужили Послание Президента РК «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» и Стратегический план развития РК до 2010 года. В качестве основной цели выдвинута «модернизация национальной системы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического плана развития РК до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворения потребностей личности и общества». Одним из ключевых направлений на обозначенный период намечено создание условий для повышения качества непрерывного образования. Для этого предлагается решить ряд взаимосвязанных задач, ориентированных на обеспечение доступности, качества и эффективности образования, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций, мирового опыта и принципов устойчивого развития, дифференциацию и индивидуализацию при обеспечении государственных образовательных стандартов.
Это интересно:
Специфика учебной мотивации студента
На формирование учебной мотивации студента вуза ведущую роль оказывает влияние наличие следующих факторов, которые можно систематизировать по двум группам: 1. Социально-психологические факторы: макросредовые (общегосударственные, регионально-этнические), микросредовые (факторы семьи, Вуза, обществе ...
Зарубежный опыт формирования системы образования
Рассмотрим системы образования Австралии и США. Система образования Австралии. Австралия предлагает привлекательные условия для получения образования. Несмотря на то, что учебные заведения отличаются своими размерами и местоположением, все они предлагают большой выбор качественных программ и курсов ...
Модель Раша
Система тестирования на основе модели Раша обладает важными достоинствами, среди которых, прежде всего, необходимо отметить следующие. Модель Раша превращает измерения, сделанные в дихотомических и порядковых шкалах в линейные измерения, в результате качественные данные анализируются с помощью коли ...