Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Развитие продуктивной познавательной активности не подчиняется строгим законам тренировки. Здесь широко применяется метод стимулирования познавательной деятельности, общение, межличностное взаимодействие, игры.
Продуктивный тип познавательной активности предполагает у обучающегося:
активность при обсуждении на занятиях изучаемой проблемы;
наличие самостоятельности в суждениях по изучаемому материалу;
характер и направленность вопросов к преподавателю, которые свидетельствуют о заинтересованности в изучении данной темы;
желание изучать более глубоко новый материал, выполняя дополнительные задания, такие как рефераты, доклады;
стремление участвовать в научной деятельности;
Познавательная активность возникает не на пустом месте, а опирается на определенную базу. У обучающегося должны быть хорошо развиты такие психические процессы, как память, внимание, воображение, он должен обладать достаточной настойчивостью в преодолении познавательных трудностей. В предлагаемом для изучения материале обучающийся должен уметь выделять главное, уметь аргументировано доказывать и грамотно излагать свои мысли. Еще одним условие является умение и желание помогать товарищам по учебе, уметь объяснять материал.
При этом обучающийся достаточно хорошо владеет приемами познавательной деятельности, имеет навык самостоятельного изучения научного материала, и как результат, обладает достаточно высоким качеством знаний.
Матюшкин А.М. считает, что в продуктивной познавательной активности существуют уровни, которые выражаются следующим образом:
как активность внимания, которая вызывается новизной стимула (объекта изучения) и разворачивается в ориентировочно-исследовательскую деятельность;
как исследовательская познавательная активность, которая возникает при наличии проблемной ситуации в условиях обучения;
как личностная активность, возникающая как интеллектуальная инициатива, самореализация личности.
Кроме типов познавательной активности Щукина Г.И. и Шамова Т.И. выделяют уровни познавательной активности. Щукина называет эти уровни репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный и творческий. Шамова различает уровни: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий.
Воспроизводящий уровень. Обладая этим уровнем познавательной активности, обучающийся стремиться понять, запомнить и воспроизвести изучаемый материал, овладеть способами его применения по образцу. На этом уровне отсутствуют устойчивые волевые усилия обучающегося, интерес к углублению знаний, вопросы поискового характера.
Интерпретирующий уровень. На этом уровне у обучающегося присутствует желание не просто запомнить, а добраться до смысла изучаемого предмета, усвоить материал на таком уровне, чтобы потом иметь возможность применить полученные знания в каких-то нестандартных условиях. Здесь присутствуют устойчивость волевых усилий, стремление довести дело до конца, умение не пасовать перед трудностями, способность найти пути решения задачи.
Творческий уровень. Этот уровень предполагает готовность обучающегося к такому осмыслению материала, при котором становятся понятны связи между предметами и явлениями, при котором становится возможным самостоятельно найти решение интеллектуальной задачи, причем не стандартным, а новым способом. На этом уровне у обучающегося присутствуют высокое проявление волевых качеств, упорство, настойчивость в достижении цели, стойкий познавательный интерес.
Наряду с уровнями познавательной активности Шамова Т.И. выделяет познавательные действия:
Первый тип действий подводит обучающихся к осознанию того, что они обладают недостаточным количеством знаний для решения поставленной задачи. Сюда можно отнести проведение опытов, требующих объяснения полученного результата, анализ и сопоставление фактов и явлений, выдвижение гипотез, требующих обоснования и доказательств.
Второй тип действий создает базу для возможности дальнейших теоретических обобщений через накопление новых фактов, новых знаний.
Третий тип действий основан на сравнении фактов, выдвижении новых предположений и обобщений.
Четвертый тип действий должен приводить к поиску новых случаев проявления изучаемого явления, к объяснению противоречивых фактов и использованию новых знаний в новых ситуациях.
Несомненно, что развитие познавательной активности напрямую зависит от мастерства и опыта педагога, от его творческой позиции в организации процесса обучения. Пользуясь традиционными методами обучения педагог, конечно, не сможет способствовать развитию познавательной активности обучающегося. Используя на уроках и занятиях лекционные и демонстрационные методы, объяснительные и иллюстрационные приемы, педагог не может подвигнуть обучающихся к глубоким размышлениям над изучаемым предметом. На занятиях такого плана изначально перед обучающимися ставится задача простого понимания и запоминания информации.
Это интересно:
Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с
ЗПР
Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е. обучении, стимулирую ...
Методические средства и приемы преподавания психологии,
приемлемые для младшего школьного возраста
В практической работе педагога-психолога с учащимися младшего школьного возраста чрезвычайно важно учитывать, что критерии самооценок в этот период еще очень не самостоятельны: школьники остро хотят знать, что о них думают окружающие – и сверстники, и взрослые. Как правило, прослеживается следующая ...
Система упражнений с использованием коммуникативного подхода
Мы считаем, что целесообразно показать работу по коммуникативному чтению на примере работы над адаптированным рассказом. Ниже предлагаем вариант работы с рассказом Сэма Мак-Братни «Just One». Текст рассказа помещен в приложение А. Данный текст будет разделен на четыре части. Каждая часьт представля ...