Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенность “математического” мышления

Страница 1

Под математическим мышлением, как его определяют многие из психологов и математиков (Р. Атаханов, Ж. Пиаже, Д.Ж. Икрамов, А.И. Маркушевич и др.) будем понимать теоретическое мышление на предметном, т.е. математическом материале.

Для того, чтобы понять специфику такого рода мышления, изложим взгляды одного из сторонников концепции В.В. Давыдова- Р. Атаханова.

Согласно Атаханову, мышление функционирует не само по себе, как некоторое идеальное образование, а как неотъемлемое составляющее деятельности. Оно органически включено в практическую деятельность людей. Собственно практическая деятельность человека конкретна и предметна. Таким образом, мышление функционирует, имея в своей основе некоторое конкретное предметное содержание, соотносимое с той или иной сферой действительности.

Далее он отмечает, что в ситуации школьного обучения предметом изучения является некоторым образом упорядоченное исходное содержание учебного предмета. Мышление, преобразовывая данный материал, завершается получением, например, такого своего продукта, как понятие, и посредством его продолжает сохранять свои особенности “внутри” как данной, так и другой системы знаний. Такой продукт мышления может быть составным элементом последующего его акта, приводящего к новому его продукту и т.д., то есть последовательное преобразование объекта мысли приводит к образованию системы понятий и установлению закономерностей.

Разнообразие содержания мышления сказывается на особенностях выполнения мыслительных действий при работе с данным материалом. В результате формируются некоторые умения выполнять мыслительные действия именно на этом материале: мыслительные действия выступают как средство преобразования данного конкретного материала при переходе к мыслительному объекту. Такое преобразование приобретает специфические черты в зависимости от учебного материала как содержательной основы функционирования мышления. (Характер такого материала Атаханов принимает в качестве различения видов мышления.)

Итак, по мнению Атаханова, математическое мышление имеет своим началом некоторую предметно-содержательную реальность, подлежащую мысленному изменению и преобразованию, а продуктом является новое математическое знание или решение математической задачи. Оно проявляется при работе с математическим материалом, операциями с математическими закономерностями и отношениями.

Математика изучает количественные отношения и пространственные формы в любых предметах и явлениях действительности. Выявленные количественные отношения и пространственные формы (а через последние и качественные особенности объектов) определяют их математическое содержание, которое выражается при помощи математических закономерностей, правил, предложений, отношений, зависимостей и т.д. Сами же правила, закономерности, отношения и т.д., взятые в совокупности (и которыми владеет человек), представляют содержательный математический материал.

При работе с этим материалом выполнение мыслительных действий приобретает специфику, связанную с выявлением количественных отношений, а мышление приобретает тенденцию к оперированию “математизированными” объектами, становится носителем собственного содержания и специфических приемов выполнения действий. Такое мышление связано только с содержательным математическим материалом и не может быть применено к другой предметной и понятийной реальности без владения особенностями ориентации в них.

“Путь формирования математического мышления учащихся, - говорит Атаханов, – заключается в вооружении их способами осуществления мыслительных действий на математическом материале”.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Анализ деятельности Министерства образования и науки Челябинской области на примере управления дошкольного образования
Управление дошкольного образования является структурным подразделением министерства, обеспечивающим осуществление федеральной (в части, отнесенной к компетенции субъекта РФ) и региональной политики в сфере дошкольного образования. В своей деятельности специалисты управления руководствуются Конститу ...

Выявление особенностей описательной речи у дошкольников с ОНР
Эксперимент проводился на базе средних групп муниципального дошкольного учреждения (МДОУ) компенсирующего вида № 321 октябрьского района города Красноярска. Обследование детей проводилось в сроки с 11.09. по 6.10.2007 года. В результате подготовительного этапа, включавшего предварительное психолого ...

Внеклассные мероприятия в коррекционной школе VIII вида
1. Урок "Россия - Родина моя" Цели: образовательные: - познакомить учащихся с произведениями русских поэтов XX-XXI веков, посвященных Родине; - развивать навыки выразительного чтения, воспитательные: - воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за Родину; развивающие: - развиват ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru