Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Возрастные особенности детей раннего возраста

Страница 1

В возрастной психологии период жизни ребенка от одного года до трех лет называют ранним возрастом или периодом раннего детства. В этом возрасте ребенок осваивает общественно-выработанные способы восприятия окружающих его предметов. Первоначально это происходит в непосредственном общении и взаимодействии с взрослым, а затем самостоятельно. Как указывал выдающийся отечественный психолог Д. Б. Эльконин, ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, не непосредственна, она опосредована образом действия; при этом процесс формирования образа действий с предметом есть одновременно и процесс отождествления ребенка с взрослым. Это положение представляется особенно важным в контексте нижеизложенной программы.

Классики отечественной детской психологии указывали не только на возможности, но и на конкретные механизмы детского изобразительного действия в раннем возрасте, однако в настоящее время именно этот возраст обделен вниманием педагогов, занимающихся развитием творческих способностей у детей, в частности, средствами театрализованной деятельности.

Действительно, в раннем возрасте ребенок проходит путь от копирования действия взрослого к его моделированию и далее — к изобразительному действию («Как папа .», «Как мама .»), притом называя себя именами тех людей, действия которых воспроизводит; другими словами, он уже не подражает, а изображает взрослого.

Способность к изобразительному действию в раннем возрасте находит отражение в формировании речи — важной познавательной функции. Сначала эта способность проявляется в пассивной (понимаемой) речи, поскольку понимание рассказа, сказки подчас не опирается на конкретную наглядную ситуацию, речь идет о том, чего сам ребенок в данный момент не видит — здесь требуется опора на воображение. Так, в народной манере «сказывания» взрослый показывает сам и просит ребенка: «Покажи, как .?» (дед бил яичко, мышка бежала, хвостиком махнула и т. п.).

Как указывает Н. Н. Палагина, понимание условного действия — это начало воображения. Взаимодействие взрослого с ребенком позволяет последнему уже на втором году жизни понимать мнимое действие («как будто»).

Народная педагогика широко использует включение ребенка второго года жизни в воображаемые ситуации. Так, ребенок счастливо смеется, когда взрослый с шутливо-угрожающим выражением лица делает рожки из пальцев («Идет коза рогатая .») или предлагает «покататься на лошадке», усаживая на колени («По кочкам, по ухабам .»).

На третьем году жизни условное, мнимое действие ребенка становится началом любого творчества. Взрослый побуждает малыша изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает. Очевидно то, что развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать и освоению предметно-орудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.

Однако следует помнить, что развитие творческих способностей ребенка средствами театрализованной (или любой иной) деятельности — это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности. В связи с этим следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по мнению Л. И. Божович, «пробуждаются» в этом возрасте и направляют развитие личности ребенка:

1) потребность в новых впечатлениях;

2) потребность в самоутверждении.

Первая — проявляется в любознательности, стимулирует развитие восприятия, речи, мышления, воображения. Вторая — стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрения взрослого. Однако только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.

Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Школьный музей
Музей в школе является одним из видов творческой лаборатории в школе. Школьный музей содействует приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей, творческог ...

Методика проведения практического занятия по теме: “ Издержки производства и себестоимости продукции сельскохозяйственого предприятия “
Практическое занятие по определению себестоимости продукции растениеводства и животноводства позволяет будущим специалистам овладеть методикой расчета себестоимости продукции сельского хозяйства , что будет являться основой при изучении предметов “ Анализ хозяйственной деятельности “ ; “ Бухгалтерс ...

Социально-психологические факторы, влияющие на проявление творчества в подростковом возрасте
На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия креативность. При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативнос ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru