Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Наиболее актуальными и распространенными в практике работы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп – методобъединений – кафедр являются «круглые столы».
«Круглый стол». Это беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 учителей, и в ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками. В составе группы могут быть учителя различных специальностей: как начального, так и среднего и старшего звеньев.
Возможные темы «круглых столов»:
Развитие логического, критического и творческого мышления учащихся.
Поиски по линии исследовательского обучения учащихся.
Общепедагогические и организационно-методические возможности использования игры в обучении учащихся предметам искусств
«Техника аквариума». Выделяется среди всех форм дискуссий тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами педагогов по определенному вопросу. Механизм проведения «техники аквариума» таков:
Проблема дискуссии формулируется по просьбе учителей научным руководителем или куратором кафедры.
Участники дискуссии делятся на 2 группы (а может быть, и на 3), которые располагаются в аудитории по кругу.
Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать ее позицию.
Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течение 15–20 минут обсудить ее и выработать общую точку зрения.)
Представители собираются в центре по кругу и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники «аквариума» не могут высказывать свое мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.
Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными ее членами.
«Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.
После окончания дискуссии представителями групп проводится критический разбор хода обсуждения, а решения вырабатываются уже всеми участниками «аквариумного» диспута.
Подобную форму дискуссии можно проводить на совместном занятии (заседании) 2–3 методобъединений – кафедр.
Можно предложить провести дискуссии «техники аквариума» по таким темам:
«Типы инновационных подходов к обучению».
«Диалоговый характер обучения».
«Интеграция как средство и цель обучения учащихся»
«Критериально ориентированное обучение учащихся.
«Деловые» игры, ролевые игры, игры-имитации; урок-панорама
Игре как социокультурной форме общения посвящено много философско-культурологических, психологических, педагогических исследований.
В педагогике любые игры («деловые», ролевые и др.) связаны с определенными правилами (условиями) для играющих. По сути игра – это состязание двух-трех групп (и более), которое направлено на достижение определенной цели или решение определенной проблемы. В ходе игры учителя овладевают реальным опытом, который могли бы получить в ходе проведения урока, учатся активно решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями. Кроме того, использование игровой формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп – методобъединений – кафедр помогает учителям научиться экономить, «сжимать» время на отработку определенных понятий, умений, навыков в процессе обучения. А главное – они способствуют активизации самообразования учителей в работе над развитием профессиональных качеств, необходимых для обучения и воспитания личности учащегося.
«Деловые» игры.
Для достижения результативности в процессе проведения «деловой» игры роли должны быть распределены так, чтобы руководили ею квалифицированные учителя, заведующие кафедрой, кураторы-ученые, заместитель директора по научно-экспериментальной, исследовательской работе. Необходимо избрать председателя, ведущего игру, инструктора (хотя не стоит подробно разъяснять детали игры, т.к. она должна быть похожа на реальные, жизненные события, а подробный инструктаж может свести к минимуму интерес играющих), судью, который только следит за ходом игры и соблюдением игровых правил, тренера (в его роли должен выступать ученый-куратор, который может подсказывать в ходе игры, чтобы полнее реализовать ее возможности).
Для подготовки таких игр требуется время, но интерес учителей к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участники в результате эмоционального подъема могут прибегать к имитации, драматизации. После окончания подводятся итоги (подсчет очков, объявление игровых результатов). Однако необходима и самооценка действий играющих (в условном, моделирующем плане).
Завершать следует анализом игровой ситуации, определяя ее соотношение с реальностью и, главное, – значимость для формирования интеллектуально-познавательных, профессиональных интересов учителей.
Это интересно:
Учеба
Матильду определили в Императорское Театральное училище осенью 1880 года, когда ей минуло 8 лет. Каждую осень в балетное училище принимались дети от 9 до 11 лет "после медицинского осмотра и признания их годными к изучению хореографического искусства". Жюри было строгим и лишь часть запис ...
Общественная оценка
системы образования
Данные проведенного исследования. Вывод: Таким образом, большинство учеников 10 экономического класса планируют получить высшее образование. Вывод: Таким образом, мнение класса разделилось. 52% считают, что ситуация в системе образования нормальная, а 44% - тревожная. Вывод: Ученики 10 экономическо ...
Правила управления процессом усвоения в проблемной ситуации
Правило первое. Объяснение усваиваемого учебного материала должно следовать за возникшей проблемной ситуацией и отвечать возникшей познавательной потребности. Подлежащие усвоению знания и способы действия учащийся приобретает из уст учителя, из учебных предметов или с помощью специальных средств об ...