Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Задача развития грамматически правильной речи актуальна для старшего дошкольного возраста и успешно решается при опоре на развитие лингвистического отношения к слову, возникающего в результате работы на этапах речевого развития.
Подлинное завоевание грамматики ребенком происходит тогда, когда он начинает свободно использовать весь арсенал грамматических средств в расширяющихся сферах общения со взрослыми и детьми: в детском саду, во дворе, в парке, театре и пр. Особое значение имеет общение ребенка со сверстниками, где наиболее полно раскрываются его потенциальные возможности. Дошкольные годы — особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с ребенком и детей друг с другом.
Развитие грамматического строя языка ребенка — область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных, признанных во всем мире исследователей лингвистики и психологии, как Дж. С. Брунер, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев. К. Кэзден, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Слобин, А. Н. Хомский, Л. Б. Эльконин.
Педагогические исследования М.С. Лаврик, Э.А. Федеравйчене, Г. И. Николайчук, Н.Ф. Виноградовой выполненные под руководством Ф. А. Сохина и M. M. Кониной, позволили выяснить педагогические условия формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования, нащупать общее и различное в сфере освоения детьми этих сторон грамматического строя. Эти исследования опирались на данные, полученные в работах отечественных психологов и лингвистов — Т. Н. Ушаковой, А. Н. Леонтьева, И.Н.Горелова, А. М.ГШахнаровича, Н. И. Лепской, и их учеников. Были выяснены особенности формирования грамматического компонента языковой способности в разные периоды детства (ранний, младший, средний и старший дошкольный возраст), взаимосвязь практической, игровой деятельности и семантики (смысловой стороны) грамматических средств, влияние разной организации условий игровой и речевой деятельности на активизацию синтаксических конструкций. Эти исследования позволили по-новому сформулировать задачи грамматической работы с детьми.
Задачи собственно грамматической работы включают:
обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими на основе активной ориентированной деятельности в окружающем мире и звучащей речи;
расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное);
развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др.
Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
В работах А. Н. Гвоздева, с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.
I период — период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.). Этот период включает 2 этапа:
Это интересно:
Использование карт на уроках истории
В сегодняшней ситуации отсутствия в ряде школ настенных карт полезно прислушаться к рекомендациям старейших методистов В.С. Мурзаева и Д.Н. Никифорова, которые советуют чертить на доске хорошо запоминающийся детьми географический контур с последующим его заполнением. Так, например, Апеннинский полу ...
Основные направления развития системы образования в Челябинской области
Целью управления системой образования области является развитие и повышение роли образования как ключевого, определяющего фактора устойчивого социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности области; сохранение лидирующих позиций Челябинской областной образовательной системы в Р ...
Организация урока в системе ЛОО. Основные требования
Урок - основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОО существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно, работа на уро ...