Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через общение с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Своеобразие развития грамматического строя при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б.Филичевой и др. авторы считают, что развитие грамматического строя при ОНР происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Грамматическая система русского языка сложна и ребенку с недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. В связи с этим отсутствие своевременной помощи приводит к целому ряду последствий: это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе, речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, задержка познавательной деятельности и трудности в овладении всей школьной программы.
Таким образом, влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать своевременную коррекционную работу. Своевременная коррекционно-педагогическая работа по развитию грамматического строения речи способствует полноценному формированию личности ребенка.
Предмет исследования – развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня).
Объект исследования – процесс развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня).
Цель: рассмотрение теоретической основы развития грамматического строя речи у дошкольников; выявление проблем развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)
Для реализации цели наше исследование направлено на решение следующих задач:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
выявить особенности развития грамматического строя речи в норме и при общем недоразвитии речи;
осуществить выбор диагностики развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень);
систематизировать методы, приемы, направленные на развитие грамматического строя речи;
5) провести опытно-экспериментальное исследование.
Задачи и цель исследования обусловила необходимость применения следующих теоретических и эмпирических методов:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
- наблюдение
- эксперимент
Наша работа носила исследовательский характер и проводилась на базе детского сада №55 г.Читы в логопедической старшей группе.
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке методов и приемов, направленных на развитие грамматических представлений.
Гипотеза: использование коррекционно-развивающих методов и приемов в системе коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР(III уровня) будут способствовать развитию грамматического строения речи.
Это интересно:
Мама или детский сад
Вспомним фразу Л.Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние. От зародыша до новорождённого пучина». Обязательно ли вести ребенка в детский сад, когда есть возможность оставить его дома? Сейчас многие родители решают этот вопрос в ...
Использование интернета при подготовке к урокам ОБЖ
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя. Сегодня уже не вызыва ...
Разработка дидактических игр на уроках технологии в
5 классах
В целях подтверждения эффективности представленных методических рекомендации в период с 01. 09. 2011 г. по 30. 09. 2011 г. на базе одной из школ г. Нижний Тагил Свердловской области был опробован комплекс дидактических игр на уроках технологии. Занятия по предмету проводились с учащимися 5 класса ( ...