Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Сравнительный анализ содержания и направленности гражданственности и патриотизма, гражданского и патриотического воспитания свидетельствует о том, что при оптимальном подходе, предполагающем возможность и целесообразность их интегрирования в единое целое, можно констатировать: основа для этого, безусловно, имеется. Этой основой является социальная направленность как гражданского, так и патриотического воспитания, которая наиболее рельефно выражается в цели гражданско-патриотического воспитания - формирование гражданина-патриота Отечества, обладающего высшими социально ориентированными качествами, готовностью и способностью реализовать их для позитивного изменения социальной среды, развития и укрепления общества и государства. Естественно, что условием такой социализации личности является ее самореализация в качестве полноценного субъекта жизнедеятельности в социуме, основанная на проявлении его индивидуальных особенностей, удовлетворении личных потребностей, интересов и т. д.
В то же время гражданское и патриотическое воспитание существенно отличаются друг от друга. Корни различий находятся в той же социальной основе. Природа социального бесконечно многообразна и многопланова, включает многие компоненты, имеет то или иное отношение к самым различным процессам и явлениям, сферам жизни и видам деятельности. Этим объясняется наличие самых различных проявлений социального, многовариантность его взаимодействия с другими сферами общества.
В гражданском воспитании социальное ориентировано в большей степени на правовую, в меньшей степени - на гуманитарную сферу, рассматриваемую через призму антропологического подхода. При этом социальный компонент содержания и направленности гражданского воспитания безусловно доминирует.
Что же касается патриотического воспитания, то в нем социальное соотносится с другим, не менее значимым компонентом - духовным, в котором, в свою очередь, выделяются нравственные и патриотические основы. Это объясняется тем, что патриотизм имеет духовно-нравственную природу, которая тесно связана с социальной сущностью человека, с его социальным предназначением. В патриотизме духовно-нравственное начало является исходным и определяет его суть, равно как и основу, содержание и другие структурные компоненты патриотического воспитания. Вместе с тем социальный компонент в патриотическом воспитании наиболее значим и занимает приоритетное положение по отношению к остальным: историческому, культурному, государственному, военному и другим.
Исходя из вышеизложенного, наиболее оптимальным направлением интеграции гражданского и патриотического воспитания является преодоление дифференциации посредством совмещения, синтезирования их отличительных особенностей, по крайней мере основных, наиболее явных и реально проявляемых. В более конкретном плане речь идет о сближении и соединении ярко выраженного социального и правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственной составляющей, стержнем патриотического воспитания. На примере общественных организация Ярославской области мы увидим, что синтезирование особенностей гражданского и патриотического воспитания молодежи затруднено хотя бы тем, что не каждый руководитель понимает их различия. В моей работе представлены организации обоих типов воспитания, в том числе и в чистом виде, однако в большинстве своем все они заявлены как гражданско-патриотическое, объединенное, воспитание.
Если духовно-нравственные основы были традиционно присущи отечественному воспитанию, то социальное и особенно правовое его содержание имеет сравнительно недавнюю историю, находится в стадии формирования. Социальное, особенно в начальный период (первые годы либеральных реформ), выступало в качестве альтернативы государственному, хотя не может не включать его в себя как явление более широкого порядка. О недопустимости отрицания государственности в воспитании уже говорилось ранее, поэтому социальное не может и не должно противопоставляться государственному: отношения и взаимодействие между ними необходимо совершенствовать и гармонизировать.
Cоциальное в гражданском воспитании с самого начала было дистанцировано от духовного. За последние годы обозначились моменты преодоления установленных барьеров. Это относится и к патриотизму, который все в большей мере подключается, присовокупляется к гражданственности. Именно эти процессы и способствовали появлению феномена гражданско-патриотического воспитания.
Очевидно, что для дальнейшего развития данной тенденции, находящейся лишь в начальной стадии, требуется гораздо более глубокое и целенаправленное сближение, преодоление всего того, что разъединяет гражданское и патриотическое в воспитании и даже противопоставляет их. Только таким образом можно создать условия для формирования качественно новых основ гражданско-патриотического воспитания. Необходимо объединить в единое целое социально-правовой компонент гражданского воспитания с духовно-нравственным и другими компонентами патриотического воспитания. В этом случае гражданско-патриотическое воспитание не только преодолевает ограниченность и односторонность каждого из своих составляющих в отдельности, но и, что крайне важно, становится безусловно приоритетным направлением в воспитании в целом. Тем самым современное воспитание в лице интегрированной гражданско-патриотической подсистемы может приобрести мощную базовую опору, получить возможности для дальнейшего развития вплоть до полной институциализации, адаптированной к новым условиям современного российского общества.
Это интересно:
Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с
ЗПР
Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е. обучении, стимулирую ...
Возрастные особенности развития младших школьников
Младший школьный возраст - первая крупная перемена в жизни ребенка, решительные изменения в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения с окружающими. Быстро развив ...
Методы, приемы формирования гуманистических отношений
в коллективе у младших школьников
Специальных методов, организационных форм воспитания гуманистических отношений не существует. Воспитатель-гуманист пользуется всеми уже известными нам средствами классической педагогики. Но они трансформированы, преобразованы в соответствии с новыми целями и задачами воспитания. Главное, что изменя ...