Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Классификация компетенций. Представления об информационной компетенции

Страница 1

Для конкретизации компетентностного подхода, следовательно, организации процесса обучения учащихся биологии на его основе, важное значение имеет выражение видов компетенций. Для школьной биологии лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые (базовые) и специальные (предметные). Ключевыми называют компетенции, которые выступают как универсальные, применяемые в различных жизненных ситуациях. Такими компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида является своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути являются социальными и представляют собой универсальные способы общественной деятельности.

В литературе выделяют достаточно большое количество ключевых компетенций . Однако все они концентрируются в четырех главных видах.

1. Информационная компетенция – готовность к работе с информацией на бумажной и электронной основе. Она проявляется в интерпретации, систематизации, критической оценке и анализе полученной информации с позиции решаемой задачи, в формулировании аргументированных выводов, использовании полученной информации для планирования и реализации своей деятельности, структурировании информации и ее представлении в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

2. Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми. Она возникает и формируется на основе информационной компетенции. Эта компетенция выражается в умениях самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника, поддерживать этот контакт в общении, соблюдая нормы и правила, в формах монолога и диалога, с применением средств невербального общения, слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственной мнение, грамотно разрешать конфликты в общении, изменять при необходимости свое речевое поведение, оценивать успешность ситуации общения и корректно завершать общение.

3. Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми. Она формируется на основе двух предыдущих компетенций. Эта компетенция выражается в умениях самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации, формулировать цель и делить ее на ряд последовательных задач, находить альтернативные пути и средства решения задач, предвидеть возможность появления вторичных проблем, доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.

4. Проблемная компетенция – готовность к решению проблем и проблемных ситуаций в учебных и реальных условиях. Она формируется на основе трех предыдущих. Эта компетенция выражается в умениях самостоятельно находить партнеров для сотрудничества, осуществлять коллективное целеполагание и планирование, действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы группы, осуществлять коллективное и индивидуальное подведение итогов, осуществлять общую презентацию продукта деятельности группы.

В нашем исследовании по совершенствованию предметной подготовки старшеклассников основной школы при изучении раздела «Биология. Введение в общую биологию и экологию» особое внимание обращалось на формирование информационной компетенции, ибо она обеспечивает развитие способностей учащегося в поиске и отборе необходимой информации по предмету из различных ее источников.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Специфика учебного предмета «География»
Работа ученых и методистов над созданием школьного предмета «география» продолжается многие годы. Особенно актуальна она в настоящее время. Революционные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, реконструкция экономики и управления требуют перестройки системы образования. Сущест ...

Значение детского коллектива в воспитании нравственности дошкольника
Коллектив – группа людей, взаимно влияющих друг на дру­га и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совме­стно выполняемой деятельностью, общностью средств деятель­ности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в с ...

Процесс формирования коллектива
Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Стадии формирования коллектива. Становление коллектива: колл ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru