Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Возможности использования уроков-экскурсий для формирования познавательного интереса младших школьников

Педагогика и воспитание » Уроки-экскурсии по математике как средство формирования познавательного интереса младших школьников » Возможности использования уроков-экскурсий для формирования познавательного интереса младших школьников

Страница 1

Экскурсия (от лат. excursio - поездка) является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. «природа изучается в природе». Экскурсия основана на непосредственном восприятии детьми изучаемых предметов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. И поэтому может проводиться как во время урока (урок-экскурсия), так и вне занятий (рассматривается как самостоятельная форма или разновидность внеклассной работы). Ее содержание определяется учебными программами.

К специфическим признакам экскурсии относятся: а) быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве (вид активно-моторной проработки знаний); б) экскурсионность объекта; в) способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа; г) способ предметного изучения; д) эмоциональность. Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта; сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.

На сегодняшний день экскурсия имеет разнообразную типологию, с различными «признаками деления»:

по продолжительности: однодневная, однодневная с ночевкой, многодневная или один учебный час, целый рабочий день, многодневная;

по содержанию: естественно-географическая (природоведческая), гуманитарная, производственная (социальная);

по объему: на определенную тему, несколько близких тем, комплексная;

по характеру выполняемых экскурсантами заданий: исследовательская (активная - самостоятельное выполнение детьми заданий поискового характера), иллюстративная (пассивная – фронтальные наблюдения под руководством экскурсовода), комбинированная (пассивно-активная);

по логическому построению: аналитическая, синтетическая;

по составу учеников: школьная, дошкольная, внешкольная;

по связи с другой просветительской работой: курсовая, внекурсовая;

8) по составу группы: детская (делится по возрасту), юношеская (по интеллектуальной подготовке), взрослая (по профессиям);

9) по количеству учащихся: коллективная (массовая), групповая, персональная (индивидуальная);

10) по месту проведения - учебная экскурсия: природоведческая (в природу - на водоем, в парк, лес, огород, поле и т.д.), социальная производственная — на объекты, связанные с человеческой деятельностью и относящиеся к вторичной природе), краеведческая, экологическая;

11) по характеру наблюдений: фенологические, нацеленные на фиксацию сезонных изменений в природе; географические (наблюдение за географическими объектами); ботанические; комплексные (наблюдение за компонентами сообществ - экскурсии в реальную и в условно реальную (зоопарк, зоомузей, ботанический сад и т.д.) среду); социальные - в виде прогулок по городу (ознакомление с улицей, видами транспорта и правилами дорожного движения), по общественным учреждениям (почта, поликлиника, библиотека и др.) и нацеленные на накопление младшими школьниками социальных впечатлений и опыта;

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Игровая технология на занятиях по изобразительному искусству
Главной задачей учителя изобразительного искусства является привитие любви и интереса к искусству, к процессу творческого созидания, следствием чего является максимальное развитие творческих способностей учащихся. Для решения данной задачи можно использовать методы развивающего обучения. На наш взг ...

Возрастные особенности развития младших школьников
Младший школьный возраст - первая крупная перемена в жизни ребенка, решительные изменения в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения с окружающими. Быстро развив ...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и прави ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru