Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методические рекомендации по оптимизации процесса развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ЗПР

Педагогика и воспитание » Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития » Методические рекомендации по оптимизации процесса развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ЗПР

Страница 1

Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров в области логопедии (А.Н. Гвоздев, Л.С. Волкова, П.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Д. Б. Эльконин и др.) к проблеме развития фонематического восприятия на логопедических занятиях, и подобрать серию упражнений для целенаправленной планомерной работы над совершенствованием фонематического восприятия у дошкольников с задержкой психического развития.

Необходимым условием успешной дифференциации смешиваемых фонем является предварительное устранение замен и смешений звуков в устной речи. Обычно исправление нарушений звукопроизношения проводится на индивидуальных логопедических занятиях.

Для оптимизации процесса развития фонематического восприятия мы рекомендуем использовать следующие упражнен6ия и игры:

Формирование слухового внимания при работе над фонематическим восприятием:

1) Логопед произносит слоговой ряд, например: на - на - на - па. Дети должны определить и сказать, что лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.

2) Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например “па”. Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять красный кружок, если слоги одинаковые, если разные - спокойно сидеть, или если разные - поднять красный кружок, одинаковые - зеленый.

Понятно, что и в этой игре должен варьироваться подбор слогов для называния и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от последовательности всей звуковой работы в целом. Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: шипящие и свистящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Формирование фонематического восприятия опорой на гласные

1) Детям раздается по нескольку разноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например, a, ay, иоу, о и т.д. Дети должны отложить на столах столько кружков, сколько звуков было названо.

2) У детей на столах лежит по три кружка разного цвета, например, красный, желтый, зеленый. Предварительно логопед договаривается с детьми, что красный соответствует звуку а, желтый — звуку у, зеленый — звуку и. Когда дети запоминают это, логопед произносит сочетания из этих звуков сначала по два звука: ау, уи, уа, аи. Затем - по три звука: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау. Дети должны разложить на столах разноцветные кружки в определенной последовательности.

3) Логопед читает слова, дети повторяют их и поднимают карточки со знаком “+”, если заданный звук есть в слове, и знак “-”, если этот звук отсутствует. Сначала даются слова, в которых начальный гласный стоит в ударной позиции, затем слова с безударным первым гласным. Потом предлагаются слова с ударным гласным в середине слова.

4) Выделение гласного звука по ударением в начальной позиции. Логопед называет слова, дети должны выделить первый звук и громко его произнести. Набор слов: искра, армия, обувь, астра, узкий, улица, остров, игра, очередь, аист, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область

5) «Утки и окуни».

Целью игры является научить детей узнавать на слух и различать ударные гласные О и У. Дети делятся на две команды - “утки” и “окуни”. Они двигаются произвольно по комнате. Ведущий произносит поочередно слова то с ударным звуком У, то с ударным звуком О. Дети - “окуни” должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а “утки” - когда услышат слово со звуком У. Кто не останавливается во время, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке. Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, утро, умный, узкий, уголь.

3. Формирование фонематического восприятия с опорой на согласные звуки.

При анализе согласных звуков целесообразно использовать следующие игры и упражнения:

1. Выделение согласного звука из серии слогов. Логопед называет цепочку из трех слогов с одним и тем же согласным звуком, например, та - то — ту. Детям необходимо выделить одинаковый звук, в данном случае т.

2. “Закончи слово”

Логопед показывает детям картинки и называет их, но не договаривает последний звук. Дети должны произнести слова за логопедом и выделить тот звук, который они добавили. Например, ко ., nay ., вени . и др.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Цели и задачи деятельности коллектива УПК
Основной целью работы коллектива является создание условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствование воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере. Для учащихся 9-1 ...

Домашние задания творческого характера
В Законе Российской Федерации "Об образовании" в качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ...

Состав методических документов, моделирующих педагогическую систему
На первом, эмпирическом этапе (стадии) создания УМК от вузовских коллективов требуется не столько создание новых документов, сколько упорядочение и более глубокое осмысливание уже существующих. К этих документам относятся в УМК: учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа, составляем ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru