Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методы, приемы формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников

Педагогика и воспитание » Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников » Методы, приемы формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников

Специальных методов, организационных форм воспитания гуманистических отношений не существует. Воспитатель-гуманист пользуется всеми уже известными нам средствами классической педагогики. Но они трансформированы, преобразованы в соответствии с новыми целями и задачами воспитания. Главное, что изменяется в методах и формах воспитательного процесса, - направленность. Взять хотя бы такие общие методы воспитания, как убеждение или приучение. Как по-разному используют их педагоги различной ориентации. Тяготеющие к жестокому управлению авторитаристы направляют убеждение прямолинейно, заботясь лишь о ясности и категоричности его предъявления. В гуманистической педагогике то же самое убеждение будет выражено мягче в зависимости от особенностей воспитанников и от ситуации. То же самое нужно сказать и об организационных формах воспитания. Воспитательное дело - одна из общих форм. Но превратится ли оно в формальное мероприятие сторонника жесткого управления или станет увлекательным занятием самих ребят с участием воспитателя, зависит от направленности, организации.

Суть гуманно - личностной педагогики определяется не только целями и задачами, достигаемыми в результате длительного образовательного процесса, а еще и средствами, которыми они должны быть достигнуты. Суть средств достижения целей раскрывается в общении, которое несет детям каждодневную радость, утверждает в них личность, дарит им свободный выбор, зажигает для сотрудничества.

По словам Шалвы Амоношвили, действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя. У учителя должно быть чуткое сердце. Только оно подскажет ему, как надо говорить с ребенком в момент истины. Быть гуманным к детям - означает для учителя найти в каждом ребенке "искру божью".

Гуманизм, являясь отличительной чертой культуры, ее духовной основой, означает признание достоинства и свободы личности, ее социально - культурных завоеваний. Это понятие широко используется в системе образования, но не уточняется содержание этого понятия, которое видоизменялось на протяжении веков.

В современных условиях развития нашего общества гуманизм с духовно-нравственной составляющей наиболее полно отвечает задачам современного общества.

Таким образом, гуманистический принцип обучения предполагает:

создание благоприятных условий для жизни и обучения всех детей, уважение их достоинства, признание значимости и ценности каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;

организацию обучения и воспитания на основе моделей гуманистических отношений, связанных с усвоением нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим людям и миру в целом (взаимопонимание, миролюбие, уважение, ответственность и доброта);

предполагает развить систему межличностного общения на основе усвоения норм и правил гуманности; сформировать культуру речевого общения.

реализацию свободы самовыражения и обеспечение самостоятельного выбора.

Самостоятельный выбор, у которого нет критериев правильного выбора, превратится в "своевольное хотение", если ни семья, ни школа не познакомят детей с "золотым правилом нравственности" ("Не делай другому того, чего не желаешь себе"), и с более высокими библейскими истинами ("Возлюби ближнего своего, как самого себя").

С первых дней пребывания в школе дети находятся в окружении сверстников, и поэтому важно организовать их жизнь таким образом, чтобы взаимные контакты приводили к удовлетворению их устремлений, чтобы росла доброжелательность по отношению друг к другу.

К эффективным методам воспитания гуманных чувств и отношений у младших школьников относятся методы формирования сознания: рассказ, разъяснение, убеждение, внушение; методы формирования практической деятельности: этические и коммуникативные упражнения, требование, поручение; методы стимулирования: похвала, одобрение, предоставление режима доверия.

Рассказ - монологическое изложение материала, применяемое для последовательного, доходчивого, эмоционального преподнесения знаний.

Разъяснение - метод последовательного, логического, четкого изложения вопроса.

Убеждение - это многогранное влияние на разум, эмоции и волю индивида, для того, чтоб сформировать у него желаемые качества.

Внушение - целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу человека, ориентированный на специфическое программирование человека и на осуществление им внушаемого содержания.

Беседа - диалог и полилог, которые выглядят так: вопрос - ответ.

Среди перечисленных методов наиболее благоприятны в рамках решения заявленной проблемы: рассказ, разъяснение, беседа, этические и коммуникативные упражнения.

Это интересно:

Роль семьи в процессе формирования личности детей с нарушениями слуха
Появление в семье ребенка с врожденным пороком развития ставит перед родителями ряд сложных проблем. Впервые узнав о диагнозе своего ребенка и осознав всю тяжесть заболевания, родители испытывают болезненный шок и отчаяние, затем приходит чувство вины перед своим ребенком. Изоляция, чрезмерная опек ...

Направления культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры с детьми
Организацией досуга населения в п.Ясногорский занимаются: Сельские Дома культуры, библиотека, музыкальная школа, спортивный зал и киноустановка. Сельская библиотека, открытая в 1977 г. располагалась в маленьком бригадном домике Камышинской птицефабрики. В связи с реорганизацией библиотечной отрасли ...

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова
Система начального обучения Л. В. Занкова изначально ставила перед собой задачу "высокого общего развития учащихся". Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов ("ума"), волевых качеств, управляющих всей деятельност ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru