Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Кроссворд – это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.
Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствует предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.
Здесь можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.
Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.д. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.
Составление кроссвордов – дело непростое. Составить тематические кроссворды труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной темой урока.
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.
Для поддержания непрерывного интереса к этому виду занимательного материала необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии.
При решении и кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова – необходимые условия для верного выполнения задания. Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог "собрать" кроссворд, то ему придется "разобрать" данную конструкцию и "собрать" ее заново. В процессе этой работы развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремленность и т.п. При составлении чернового варианта кроссворда учащимся приходится разнообразить рисунок и форму кроссворда, при этом развиваются творчество и фантазия при зарисовке сетки кроссворда, развиваются художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то закрепляются знания и умения по информатике, умения работать с различными программами.
Все многообразие кроссвордов можно разделить по двум признакам: содержание и оформление. По содержанию выделяют: тематический, полиглот, алфавитный, кроссворды с нестандартными определениями, юмористический, с фрагментами, ребусный, рассыпной, кроссворды с нестандартным заполнением, слогокроссворд, двухбуквенный, символьный и др.; по оформлению – сканворд, обратный, бесконечный, русский, словарный, чайнворд, фигурный, рисунок, косой, круговой, объемный [33, с. 46 - 48]. Как известно, на уроках русского языка широко могут использоваться игры. Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня.
Это интересно:
Теоретическое описание ситуации воспитания
Воспитание как объект педагогических исследований и разработок – фундаментальная категория для педагогической науки. Надежность педагогической науки зависит от того, как мы представляем себе объект ее исследования. Этот объект советская педагогика определяла как «воздействие на психологию воспитуем ...
Специфика психологического сопровождения детей на этапе перехода из ДОУ в
начальную школу
Специфика деятельности психолога заключается еще и в том, что возникает необходимость психолого-педагогического анализа реализации педагогическим коллективом школы программы непрерывного образования. Результаты анализа учебного процесса в школе дают возможность оценить состояние учебного процесса, ...
Общая характеристика системы развивающего обучения по Л.В. Занкову
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения. Система Л.В. Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы ХХ в. По мнению ученого, школа не рас ...