Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В практической реализации технологии необходимо проследить ее результативность. Она выражается в том, насколько гарантированно подготовлен каждый студент на любом отрезке учебного процесса с учетом безусловного достижения им базового уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также безопасности обучения, воспитания и развития обучаемого.
Разработка и внедрение в практику новых педагогических технологий обучения требуют выбора и мотивировки адекватных критериев и показателей оценки их эффективности. Сложность данного процесса состоит в том, что система критериев должна обеспечивать достаточную степень объективности, т. е. давать целостную и всестороннюю оценку изучаемого явления во всем его многообразии и полноте. Существует несколько подходов к выделению и систематизации критериев эффективности педагогической технологии.
Базисным основанием первого подхода служит утверждение, что отличительные особенности любой технологии — это четкая структура и достаточно высокий уровень алгоритмизации. Эти два основных требования отражаются в интегральном критерии технологичности. Его использование позволяет оценить, является ли конкретная педагогическая разработка технологией, гарантирует ли она достижение поставленных целей, а также показывает ли, насколько соблюдены требования, обеспечивающие успешное течение всего технологического процесса. Эти требования определяют, что совокупность и последовательность процедур и операций, входящих в технологический процесс, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса и осуществляться на основе его анализа; обязательно точное перечисление всех действий и операций, необходимых для выполнения технологии, и определение условий, обеспечивающих порядок их реализации; выполнение каждой операции или процедуры должно сопровождаться действиями, позволяющими осуществлять обратную связь.
Эффективность проектирования новых технологий обучения проверяют частными критериями, совокупность которых и выражает общий интегральный критерий технологичности.
Первым критерием выступает критерий расчленения, разделения процесса на внутренние, между собой связанные этапы, фазы, операции, процедуры. Разбивка процесса обучения на обучающие эпизоды, воспроизводимые в определенной последовательности с ориентацией на четко поставленные цели, позволяет определить границы требований к субъекту, действующему по данной технологии, и обеспечить оптимальную или близкую к ней динамику развития процесса. Целесообразно разделение процесса на этапы осуществлять опираясь на позиции интегративного подхода, в частности на требования к конструированию блоков, имеющих общую структуру, но наполняющихся разным содержанием.
Вторым критерием служит критерий алгоритмичности. Его основные функции составляют оценка выполнения процедур и операций, включенных в технологию, и соблюдение условий, обеспечивающих надежность достижения результата. В педагогических технологиях понятие «алгоритмичность» характеризуется вариативностью исходных условий, многозначностью приемлемого результата, его вероятностным характером. Однако здесь следует учесть, что чем значительнее отклонение в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Причем деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет непрогнозируемые последствия.
Интегральный критерий технологичности включает в себя и частный критерий управления процессом обучения. Его основная функция — оценка спроектированной технологии обучения с точки зрения заложенных в ней возможностей контроля и коррекции реально осуществляемого процесса обучения.
Для создания целостного представления об эффективности спроектированной технологии обучения в процессе ее функционирования необходима разработка критериев и показателей по каждому из компонентов, поскольку именно они представляют собой пути реализации функций обучения и непосредственно ведут к достижению поставленной цели.
Рассмотрим систему оценки эффективности процесса обучения по каждому из его компонентов. Так, содержание обучения может быть оценено частным критерием эффективности содержания обучения, слагаемыми которого становятся качественные и количественные показатели.
К качественным относятся:
- целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития;
- структурное соответствие содержания обучения принятой психолого-педагогической концепции усвоения;
- отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники и производства;
Это интересно:
Учет психолого-педагогических особенностей младших школьников
Учет индивидуальных психолого-педагогических особенностей младших школьников это ведущая характеристика формирования результатов учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности младшего школьника становится учеб ...
Особенности развития
самостоятельности экономистов в реальной практике обучения
Для определения сущностных характеристик исследуемой проблемы категория самостоятельности была рассмотрена с нескольких позиций: как качество личности и объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе с позиций его отношения к самому себе (Аристотель, Сократ, В.-Ф. Гегель, И. Кан ...
Психолого-педагогический аспект в обучений английскому языку на среднем этапе
Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной и средней школе. Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11–12 до 14–15 лет – периодом между детством и юностью. Это один из наиболее к ...