Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Университет фактически превратился в евангелическую высшую школу, начался его стремительный взлет. Преподавать в Гейдельберге считали за честь величайшие умы Европы, и это притягивало сюда студентов из самых дальних стран. Расцвет продолжался до 1618 года, пока не началась Тридцатилетняя война. Не раз учащимся и профессорам приходилось прерывать занятия, а особенно тяжелый удар был нанесен в 1623 году, когда католические войска Максимилиана I Баварского разорили город и университет и вывезли оттуда всемирно известную библиотеку (Bibliotheca Palatina), которую баварский герцог подарил Папе Римскому.
После Вестфальского мира курфюрст Карл Людвиг (1648–1680) пытался возродить университет, но вскоре случилось новое несчастье: в 1693 году французские войска разрушили весь комплекс зданий университета, и его пришлось закрыть. Постепенно преподавание было восстановлено, но о прежнем величии ничто, казалось, уже не напоминало. В Гейдельберге, как, впрочем, и во многих других германских университетах, воцарилась интеллектуальная посредственность. Контрреформация уничтожила его евангелический дух, а финансовая безалаберность и революционные войны конца XVIII века фактически лишили университет собственности и источников доходов.
В течение всего XVIII столетия он не мог подняться из-за влияния иезуитов. По Люневилльскому миру (1801) он окончательно лишился всех доходов и должен был закрыться, если бы не поддержка великого герцога Баденского Карла Фридриха. Дело в том, что в 1803 году территория прежнего Палатината была поделена между Баденом, Баварией, Дармштадтом, Нассау и Пруссией, при этом Гейдельберг отошел к Бадену. Карл Фридрих, которого справедливо считают вторым основателем университета, преобразовал его в финансируемое государством учебное заведение. Отныне он стал именоваться Университетом имени Рупрехта и Карла (в честь великого герцога Баденского Карла Фридриха).
В аудиториях повеяло свежим ветром. Неогуманизм и романтизм наложили яркий отпечаток на духовный мир профессоров и студентов. Процветанию университета много способствовали такие профессора, как Шлоссер, Тибо, Гейссер, Гервинус, Вангеров, Виндшейд, Бунзен. Начало 60-х годов XIX века было особенно блестящим периодом. Тут преподавал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, последний и величайший представитель школы немецкого идеализма. Возникшая здесь гейдельбергская школа политической истории пользовалась авторитетом во всей Европе. Одних русских студентов было до 100 человек. Юридический факультет стал самым престижным в Германии. Вместе с гуманитарными науками свой звездный час переживали и науки естественные - достаточно вспомнить хотя бы знаменитого медика Хелиуса. Ученые говорили об особом гейдельбергском духе - новаторском, междисциплинарном подходе в науке. Тогда же, в XIX веке, произошло радостное событие: вернулась на родину Гейдельбергская библиотека. Сначала удалось возвратить 38 наиболее ценных рукописей, а потом и все древнегерманские (854). Сейчас в университете хранится более 2,6 млн. томов, включая более 6 тыс. ценнейших рукописей. Имеется и русская читальня.
Между прочим, самый старый немецкий университет с 30-х годов XIX века до самого начала Первой мировой войны являлся и самым русским университетом Германии. Из 84 студентов, приехавших в 1835 году из нашей страны для «окончания наук», больше трети попали в Гейдельберг. А к началу ХХ века в нем училось больше россиян, чем во всей Европе в середине XIX века. Среди выдающихся выпускников этого образовательного учреждения значатся путешественник, антрополог и энтограф Николай Миклухо-Маклай, политик и предприниматель Александр Гучков. В Гейдельберге учились поэты Осип Мандельштам и Саша Черный.
Несмотря на то что с началом ХХ века атмосфера в университете все больше и больше определялась консервативными и националистически настроенными студентами-корпорантами, он продолжал привлекать иностранцев высочайшим уровнем преподавания, подлинно исследовательским духом и либеральным настроем профессуры. В годы Веймарской республики Гейдельберг еще сохранял репутацию оплота демократических идей, но с рождением Третьего рейха над ним нависла в буквальном смысле слова угроза вырождения.
Это интересно:
Формы организации детей при ознакомлении их с природой
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке. Занятия. Это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному ...
Гражданско-патриотическое воспитание в современной России
В современной педагогической науке сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значительных изменений, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе. Отражением этих изменений становится появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержани ...
Особенности функционирования воспитательной системы
гимназии
Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как «образ жизни», социально-психологический климат. Она охват ...