Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Такие занятия, сочетающие в себе теоретические знания по психологии, прежде всего психологии «Я», психологии личности, с элементами тренинга – упражнениями, выполнением отдельных заданий и т.п., открывают пути самопознания, позволяют приобрести навыки и средства самовыражения и позволяют тут же реализовать их в активных формах поведения.
Принципиально важным для действенности и тренинговой работы и занятий психологии являются, по мнению А.М. Прихожан, «обеспечение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни, помощь и поддержка со стороны психолога за пределами обучающей ситуации». С этой целью, в частности, можно использовать домашнее задание, выполнение которых школьник должен был бы анализировать в личном дневнике и которые «проверялись» бы в ходе специального обсуждения на уроке.
При организации психологических занятий для младших школьников необходимо соблюдать следующие принципы:
– обеспечение возможности для ребенка получить и расширить опыт личностно-ориентированного взаимодействия, когда каждый участник ощущает собственную значимость, уникальность;
– создание условий для формирования адекватного образа «Я» и самооценки, предоставления возможности реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившимся опыте;
– уводить от возможности формирования неадекватных компенсаторных защит, искажающих образ «Я» и способствующих наработке компенсаторных моделей поведения и эмоционального реагирования.
Задача психолога заключается в научении ребенка способам самоанализа поиску причин неудач в проектировании вариантов решения конкретной проблемы.
Структура психологических занятий с младшими школьниками должна выстраиваться в соответствии с тремя названными аспектами:
– рефлексивный – предполагает получение информации средствами самоанализа, самонаблюдения, самооценивания;
– «отражательный» – означает получение информации от других людей через обратную связь;
– «научный» – посредством специальных диагностических методик.
При этом каждое занятие должно быть посвящено конкретной теме. Например: «Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения»; «Методы преодоления стрессовых ситуаций и развитие эмоциональной устойчивости».
Таким образом, в работе педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста необходимо способствовать формированию у детей адекватной самооценки, предупреждать возникновение «аффекта неадекватности». Структура психологических занятий строиться с учетом рефлексивного, отражательного и научного аспектов.
Гипотезу курсовой работы считаем доказанной: занятия по психологии являются одним из способов развития познавательного и личностного потенциала учащихся начальной школы, а также условием успешной адаптации детей при поступлении в первый класс; их использование требует знания соответствующей методики проведения.
Задача педагога-психолога в начальной школе состоит в реализации личностных развивающих программ, способных помочь детям успешно пройти адаптацию к начальной школе, осознать свои силы и индивидуальность. Наиболее эффективно реализуются эти программы в групповых формах работы.
Младший школьник открывает значение новой социальной позиции – позиции школьника. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения (появляется смысловая ориентировочная основа поступка). В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.
На протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. У первоклассников активно развивается сенсорно-перцептивная сфера, наглядно-образное мышление. Во 2 классе начинает формироваться словесно-логическое мышление, внутренний план действий. К концу младшего школьного возраста формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка.
При разработке содержания психологических занятий основное внимание нами было уделено: сопровождению процесса адаптации первоклассников к условиям начальной школы; развитию личностного и творческого потенциала младших школьников с целью их
Это интересно:
Дидактические карточки по теме: Вещества. Простые и сложные вещества. Физические
свойства веществ
Часть А 1. Запишите определения. Химия – …………………………………………………………… . Вещество – ………………………………………………………… Химический элемент – ………………………………………… Свойства веществ – ………………………………………… 2. Заполните схему (схема 1). схема 1 Часть Б 3. Заполните таблицу (табл. 1). Таблица 1 Физические свойства веществ Вещество ...
Обсуждение результатов экспериментального обучения
С данной группой больных восстановительное обучение проводилось в течение 1,5 месяцев. В среднем с каждым больным было проведено по 30 логопедических занятий. Были получены следующие результаты: 1.Пациент C.В.И. 10.04.1925г. Логопедическое заключение: Афферентная моторная афазия. У пациента уменьши ...
Правила управления процессом усвоения в проблемной ситуации
Правило первое. Объяснение усваиваемого учебного материала должно следовать за возникшей проблемной ситуацией и отвечать возникшей познавательной потребности. Подлежащие усвоению знания и способы действия учащийся приобретает из уст учителя, из учебных предметов или с помощью специальных средств об ...