Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В отступлении второго тома «Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: «вперед?» В отступлении снова прослеживается мечта Гоголя о преодолении Русью вековой бессильности и инертности, как он это видел из прекрасного далека.
«Но века проходят веками, полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют беспробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово».
Это слова, без сомнений, самого автора, который и в «Выбранных местах из переписки с друзьями» восклицает: «Очнитесь! Не залучить вам любви к себе в душу. Не полюбить вам людей до тех пор, пока не послужите им. Город не знает города, человек человека; люди, живущие только за одной стеной, кажется, как бы живут за морями. Очнитесь. Монастырь ваш – Россия!
Итак, в лирических отступлениях перед нами, действительно, автор, а не рассказчик. Приводя цитаты из духовной прозы самого Н.В.Гоголя видим, что это так.
Как автор, приближающийся в своем творчестве к смысловой концепции древнерусского писателя, с его взглядом на литературу, Гоголь выступает в поэме «Мертвые души» духовным проповедником Святой Руси. Его поучения сближаются с богословскими. В этом смысле в поэме есть Гоголь – автор. Однако ведет повествование о мертвых душах не автор, а рассказчик. Его задача – вскрыть язвы России и русского человека, обратить его в Православие, от которого он в силу своей греховности отошел.
Правы те исследователи, которые разъединили образы, наполнив их разным смысловым содержанием. Одни литературоведы (С.Макшинский, Е.С.Смирнова, М.Гус, Чикина, А.Н.Степанов) доказывали тождество или разграничения повествователя и автора, углубляясь в подтексты поэмы, другие (А.М.Докусов, В.Ш.Кривонос, Е.А.Смирнова, И.Т.Щеблыкин), изучая лирические отступления, определяли, чей голос в них звучит.
Несомненна заслуга В.Воропаева, М.М.Дунаева, В.Зеньковского, которые соотнесли текст поэмы «Мертвые души» с текстами духовной прозы Гоголя. Это сделано впервые. Ранее духовная проза не была опубликована, поэтому и в литературоведческих концепциях намечались противоречия.
Это интересно:
Анализ учебников по математике авторов Н.Я.
Виленкина и Л.Г. Петерсон для 5 и 6 классов
В настоящее время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информ ...
Методические разработки по теме: "Простые и сложные вещества"
Цель урока: Знать определение атома, молекулы, простого и сложного вещества. Уметь различать простые и сложные вещества; смеси и сложные вещества. Знать отличие смеси и сложного вещества. Оборудование: Шаровые модели молекул воды, Штатив с пробирками, реактивы (железо, вода, сера, карбонат кальция) ...
Проблемы гражданского и
патриотического воспитания
Патриотизм является гражданской позицией человека. Гражданин обязан выполнять как конституционные законы, так и профессиональные обязанности, тем самым способствуя процветанию своего государства. Недооценка патриотического воспитания в современных условиях имеет явно негативные последствия. Развити ...