Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методические рекомендации по развитию мотивации младших школьников

Педагогика и воспитание » Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников » Методические рекомендации по развитию мотивации младших школьников

Страница 1

«Всякая диагностика мотивации учения не является самоцелью, она предполагает дальнейшую коррекцию мотивации учения в случае необходимости» – Н.В. Елфимова.

Коррекция отношения к учению как коррекция того смысла, который учение имеет для ученика, осуществляется в деятельности ребенка и окружающих его людей и предполагает решение целого комплекса задач.

Данные, полученные по результатам диагностики, позволяют сформулировать как минимум 3 типа целей и задач окружающих ученика людей и самого ученика по коррекции мотивации учения.

Цель психолога: создать условия для становления у ученика положительной мотивации учения, обеспечивающей глубину и качество знаний. Задача психолога: связать формируемые учебные действия с личностно значимыми для ученика видами деятельности.

Цель родителей: повышать успеваемость ребенка, улучшать взаимоотношения в семье и коллективе. Задачи родителей: поддерживать каждый небольшой успех ученика в учении и общении другими людьми.

Цель ученика: достигнуть успеха в учении и общении как способах реализации личностно значимых для него видов деятельности. Задачи ученика: овладевать учебными действиями, непосредственно или опосредованно связанными с личностно значимой для него деятельностью.

В первом классе у детей преобладает внешняя мотивация к учению, причем положительные мотивы сильнее отрицательных. Ребенок начинает понимать, что знания нужны не для того, чтобы кому-то доставить удовольствие или чтобы быть не хуже других, а для того, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую работу. Об этом свидетельствует и динамика мотивации. Если в первом классе внутренние мотивы составляли 18,5% от общего числа ответов, то в четвертом – уже 71,6%.

Что касается доминирования мотивов, то в первом классе у 5,5% учащихся не определяются доминирующие мотивы. Эта группа является «группой риска». Педагогу очень важно вести с ними работу, направленную на осознание необходимости знаний для жизни. При правильной ориентации учащихся к третьему классу доля «группы риска» вырастет до 22,7%.

Для сознания ребенка, обучающегося в начальной школе, наиболее значимы такие познавательные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы – результат социальных влияний.

Дети рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и развитым». Подобные рассуждения говорят о том, что школа и семья создают у ребенка определенную социальную установку, ребенок понимает общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения.

Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для младшего школьника как «понимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем.

В связи с той значимостью, которую младшие школьники придают мотивам самоопределения (будущая профессия, продолжение образования) и самосовершенствования (быть умным, развитым, культурным), важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся «видел» свое движение вперед, свое ежедневное обогащение знаниями, умениями, свое движение от незнания к знанию. Это возможно, если ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает и чего еще не знает, чему еще надо научиться, о чем он узнает и чему научится, какими способами работы он уже овладел и какими предстоит овладеть на следующем уроке, в следующей четверти. В связи с этим первостепенное значение приобретает в учебном процессе четкая постановка на уроке ближних и дальних целей, учебных задач.

Учителю также необходимо помнить, что учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной, многоуровневой системой мотивов. Важнейшее условие успешного обучения в школе – наличие соответствующих мотивов учения, отношение к нему как к существенному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к определенным предметам. Поэтому для поддержания устойчивого интереса к учебной деятельности у младших школьников необходимо постоянно создавать ситуации успеха.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Агрессивность старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствую ...

Модификация теста Климова для специалистов спортивно-педагогического профиля
Особенностями деятельности специалистов спортивно-педагогического профиля (например, тренера-преподавателя), являются высокий уровень нормативности, социальной ответственности, морального долга, ярко выраженный творческий характер труда. На разных этапах спортивной подготовки спортсменов необходимо ...

Лингвистические основы изучения несклоняемых существительных
Правильное определение рода существительных позволяет избежать ошибок в их согласовании с глаголами в форме прошедшего времени (кофе остыл или остыло) и прилагательными (кофе вкусный или вкусное). Поскольку чаще всего грамматический род имен существительных не соотносится напрямую с лексическим зна ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru