Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
«Всякая диагностика мотивации учения не является самоцелью, она предполагает дальнейшую коррекцию мотивации учения в случае необходимости» – Н.В. Елфимова.
Коррекция отношения к учению как коррекция того смысла, который учение имеет для ученика, осуществляется в деятельности ребенка и окружающих его людей и предполагает решение целого комплекса задач.
Данные, полученные по результатам диагностики, позволяют сформулировать как минимум 3 типа целей и задач окружающих ученика людей и самого ученика по коррекции мотивации учения.
Цель психолога: создать условия для становления у ученика положительной мотивации учения, обеспечивающей глубину и качество знаний. Задача психолога: связать формируемые учебные действия с личностно значимыми для ученика видами деятельности.
Цель родителей: повышать успеваемость ребенка, улучшать взаимоотношения в семье и коллективе. Задачи родителей: поддерживать каждый небольшой успех ученика в учении и общении другими людьми.
Цель ученика: достигнуть успеха в учении и общении как способах реализации личностно значимых для него видов деятельности. Задачи ученика: овладевать учебными действиями, непосредственно или опосредованно связанными с личностно значимой для него деятельностью.
В первом классе у детей преобладает внешняя мотивация к учению, причем положительные мотивы сильнее отрицательных. Ребенок начинает понимать, что знания нужны не для того, чтобы кому-то доставить удовольствие или чтобы быть не хуже других, а для того, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую работу. Об этом свидетельствует и динамика мотивации. Если в первом классе внутренние мотивы составляли 18,5% от общего числа ответов, то в четвертом – уже 71,6%.
Что касается доминирования мотивов, то в первом классе у 5,5% учащихся не определяются доминирующие мотивы. Эта группа является «группой риска». Педагогу очень важно вести с ними работу, направленную на осознание необходимости знаний для жизни. При правильной ориентации учащихся к третьему классу доля «группы риска» вырастет до 22,7%.
Для сознания ребенка, обучающегося в начальной школе, наиболее значимы такие познавательные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы – результат социальных влияний.
Дети рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и развитым». Подобные рассуждения говорят о том, что школа и семья создают у ребенка определенную социальную установку, ребенок понимает общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения.
Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для младшего школьника как «понимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем.
В связи с той значимостью, которую младшие школьники придают мотивам самоопределения (будущая профессия, продолжение образования) и самосовершенствования (быть умным, развитым, культурным), важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся «видел» свое движение вперед, свое ежедневное обогащение знаниями, умениями, свое движение от незнания к знанию. Это возможно, если ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает и чего еще не знает, чему еще надо научиться, о чем он узнает и чему научится, какими способами работы он уже овладел и какими предстоит овладеть на следующем уроке, в следующей четверти. В связи с этим первостепенное значение приобретает в учебном процессе четкая постановка на уроке ближних и дальних целей, учебных задач.
Учителю также необходимо помнить, что учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной, многоуровневой системой мотивов. Важнейшее условие успешного обучения в школе – наличие соответствующих мотивов учения, отношение к нему как к существенному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к определенным предметам. Поэтому для поддержания устойчивого интереса к учебной деятельности у младших школьников необходимо постоянно создавать ситуации успеха.
Это интересно:
Игры для развития гибкости
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц, сухожилий и связок. Гибкость проявляется при выполнении всех технических приемов. Поэтому высокая эластичность мышц, сухожилий и связок способствует хорошему ведению игры. Основными средствами ...
Процедура создания аттестационной комиссии. Содержание деятельности
аттестационной комиссии
Задачами аттестационной комиссии являются обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников дошкольного учреждения, обеспечение объективности экспертных оценок, соблюдение основных принципов аттестации. Аттестационная комиссия дошкольного учреждения избирается на собрании педаго ...
Нарушения письменной речи
Классификация нарушений речи В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, Р.А. Белова-Давид, М. Зееман, Р.Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практиче ...