Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Для того чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию, нужно следить за динамикой развития у мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого необходимо периодически проводить обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива.
Обследование, изучение динамики личностного развития учащихся проводится не только для выявления мотивации:
Имеется ли у ученика интерес к учебно-воспитательному процессу.
К чему именно в этом процессе имеется наибольший интерес.
Имеется ли у него интерес к данному учебному предмету.
Что именно интересует ученика в нем:
содержание учебного предмета;
методы открытия новых знаний;
методы решения задач;
внешние результаты – оценки, престиж и т.д.
Кроме наблюдений можно использовать различного рода анкеты, беседы, сочинения с целью более точного выявления субъективно осознаваемых мотивов, интересов учащихся и склонностей.
Выделяются две стратегии диагностики мотивации учения:
1. констатирующая, срезовая диагностика, охватывающая традиционную иерархию мотивов учения и их динамику;
2. формирующая диагностика – диагностика функциональной структуры мотивационного компонента деятельности в процессе формирования новых знаний и умений учащихся.
Диагностика учебной мотивации требует определения принципов подбора методик для ее проведения. Исходя из современных подходов к диагностике мотивации учения, можно выделить как минимум следующие:
1. определение показателей мотивации учения, на основе которых будет осуществляться диагностика;
2. подбор диагностических методик;
3. определение диагностических возможностей каждой методики в отношении выделенных показателей;
4. учет методологической основы методики – той теории, на основе которой строилась данная методика и которую необходимо учитывать при интерпретации результатов;
5. соответствие текстов методик возрастным особенностям учащихся;
6. учет индивидуальных особенностей учащихся;
7. соответствие ситуации проведения диагностики целям диагностики и др.
В качестве наиболее популярных показателей мотивации учения выступают:
– виды личностно значимой деятельности школьника – определение того, какие виды деятельности являются для него личностно значимыми; а самое главное, является ли учение для ученика значимой деятельностью;
– личностно значимые для школьника субъекты – кто из окружающих людей является для него личностно значимым, оказывающим прямое влияние на мотивацию учения школьника. Здесь необходимо установить отношение ученика к учителю, к родителям, одноклассникам;
– отношение к учению – это знак отношения: положительное, отрицательное, нейтральное; соотношение социальных и познавательных мотивов учения школьника в иерархии;
– отношение школьника к учебным предметам – определение «любимых» и «нелюбимых» предметов.
Различают три типа диагностических методик исследования учебной мотивации:
1. Косвенные методики диагностики мотивации учения:
– Метод наблюдения. Один из наиболее простых по форме, но сложных для анализа методов, используемых для диагностики мотивации учения. Показатели наблюдения, выявляющие отношение школьника к учению (по П. Голу, Г.И. Щукиной и др.):
а) стремление учащихся посещать занятие или желание уклониться от них;
б) общая активность на занятиях;
в) наличие и характер отвлечений;
г) отношение к средствам действия;
д) наличие и содержание замечаний, комментариев, выражающих положительное, безразличное или отрицательное отношение к занятию;
е) поведение детей по окончанию занятия.
Для удобства фиксации отношения школьника к учению ведут специальную карту наблюдений.
Метод наблюдения применяется как при констатирующей диагностике – для определения исходной мотивации учения школьника так и в ходе формирующего эксперимента.
– Метод беседы:
а) с учителем. В беседе с учителем путем прямых либо косвенных вопросов необходимо выявить отношение конкретного школьника к учению по выделенным показателям;
б) с родителями. Беседа с родителями дает дополнительные данные к информации, полученной в ходе беседы с учителем;
Это интересно:
Сравнительный анализ технологий организации и проведения детских конкурсов
в различных городах России
«Маленькая принцесса – 2011» 28 мая в Москве состоялся второй ежегодный конкурс красоты и талантов «Маленькая принцесса – 2011», в котором приняли участие около 40 прелестных участниц в возрасте от 1 года до 14 лет. Конкурс прошел в праздничной и торжественной атмосфере. У организаторов была задача ...
Ролевые игры в педагогической деятельности: сущность, понятия, особенности
Точного и всеобъемлющего определения игры дать невозможно. Игра как культурное явление много старше всех наук и практически всех форм мышления – с игрой, как с человеческой жизнью: есть много принципиально разных, но правильных и истинных представлений об игре. Основные признаки игры: 1. Игра проис ...
Методические рекомендации по развитию мотивации младших
школьников
«Всякая диагностика мотивации учения не является самоцелью, она предполагает дальнейшую коррекцию мотивации учения в случае необходимости» – Н.В. Елфимова. Коррекция отношения к учению как коррекция того смысла, который учение имеет для ученика, осуществляется в деятельности ребенка и окружающих ег ...