Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Некоторые «издержки» использования концентрического принципа в обучении могут быть преодолены с помощью применения проблемного эксперимента.
Условием успешности обучения является организация внутренне мотивированной деятельности, что требует развёрнутого содержания, сконструированного по восхождению от абстрактного к конкретному, где предметом содержания является не только содержание химического материала, но и способы его познания. Система организации УПД помогает ученику выстраивать индивидуальную траекторию обучения.
Перед учителем химии стоит задача не только дать учащимся определенный круг знаний, но и привить экспериментальные умения и навыки. Этого можно достичь, если постоянно учитывать индивидуальные особенности и подготовку учащихся. В применении к химическому эксперименту это означает, что процесс обучения должен быть направлен на то, чтобы учащиеся умели не только правильно выполнять химический опыт, но и могли объяснять его сущность. Поэтому задача преподавателя – научить школьников четко выполнять приемы или операции, вникать в суть происходящих явлений, уметь правильно и логично объяснять увиденное.
Классификация экспериментальных умений и навыков, а также определение трех уровней их формирования позволяет осуществлять в ходе проведения эксперимента индивидуально-дифференцированный подход к учащимся в зависимости от их потенциальных трудовых возможностей.
Психолого-педагогическое обоснование дифференцированного подхода при проведении химического эксперимента обусловлено следующими факторами:
– разной трудовой подготовкой учащихся к началу про ведения эксперимента;
- различным отношением учащихся к труду;
– неодинаковым уровнем способностей школьников к изучению предмета «Химия»;
- различным уровнем возможностей в усвоении тех или иных приемов, операций;
- различным состоянием темпа работы у учащихся;
- различным уровнем самоконтроля и возможностями устранения неисправностей по ходу выполнения опыта.
Вопросы, связанные с формированием экспериментальных умений и навыков, а также развитием мышления у учащихся, необходимо решать на основе всевозрастающей их самостоятельности, обеспечивающей активную работу школьников.
В этом направлении можно многое сделать, не изменяя тематики и количества предусмотренных программой практических занятий. Необходимо учитывать, что не каждое практическое занятие может обеспечить самостоятельное приобретение знаний учениками в условиях творческого поиска.
Первый уровень экспериментальных умений и навыков обучающихся. К первому уровню относятся типичные умения и навыки, необходимые для усвоения содержания учебной программы по химии всеми обучающимися. На этом уровне ученики выполняют практические работы и лабораторные опыты по инструкциям и еще нуждаются в контроле и помощи преподавателя. По мере овладения обязательными умениями необходимо требовать от учащихся проявления при выполнении эксперимента все большей самостоятельности.
Организационные умения и навыки
– составление плана эксперимента по инструкции;
- определение перечня реактивов и оборудования по инструкции;
– подготовка формы отчета по инструкции;
– выполнение эксперимента в заданное время, использование знакомых средств, методов и приемов в работе;
– осуществление самоконтроля по инструкции;
- знание требований к письменному оформлению результатов эксперимента;
- отсутствие, как правило, чистоты и порядка на рабочем месте;
- потребность в систематическом контроле и помощи в работе со стороны преподавателя.
Технические умения и навыки
– правильное обращение с известными реактивами и оборудованием;
- сборка приборов и установок из готовых деталей по инструкции;
- выполнение химических операций по инструкции;
- соблюдение не всех правил безопасности труда.
Измерительные умения и навыки
Это интересно:
Организация учебного процесса
Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период с октября, а иногда с середины сентября и д ...
Методические средства, направленные на развитие логического
мышления младших школьников при изучении конкретного смысла действий сложения и
вычитания
В основу методики математического развития ребенка легло требование реализации моделирующей деятельности с математическими понятиями и отношениями. Главным принципом этого требования является преимущественное использование модельного подхода к обучению. Этот принцип позволяет осуществлять математич ...
Содержание работы учителя по использованию средств массовой информации с
целью формирования любознательности, организованности, положительного отношения
к искусству
Перед опытно- экспериментальной работой, проводились внеклассные мероприятия на основе телевизионных передач, библиотечно-библиографические уроки, беседы с родителями и детьми, тестирования, анкетирования, классные часы. Эксперимент по использованию средств массовой информации в воспитании младших ...