Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Использование компьютера на уроках русского языка и во внеклассной работе

Педагогика и воспитание » Использование компьютера на уроках русского языка и во внеклассной работе

В этом году будет уже 10 лет, с тех пор как наша школа начала эксперимент по оптимизации учебного процесса на базе новых информационных технологий, и почти все это время я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе и т.д.

Если в первые годы, используя компьютер, я была рада этому новому "помощнику" на своих уроках, то в последние годы вместе с другими учителями сетую на то, что техника в школе уже устарела, компьютеры пора менять на более современные, т.к на наших нельзя пользоваться новыми интересными программами по русскому языку и литературе. Да, это так. Но пока такая техника есть в школах, со счетов ее сбрасывать преждевременно, она еще может принести немалую пользу. Поэтому я буду говорить только о том, чем пользуюсь, с чем можно работать на имеющихся компьютерах.

За много лет применения компьютерных технологий на уроках и во внеклассной работе я научилась более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, научилась видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке в силу понятных причин.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем - словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Используя на своих уроках компьютер уже несколько лет, я получила ответы на эти и многие другие вопросы. Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

обогащение словарного запаса;

овладение нормами литературного языка;

знание лингвистических и литературоведческих терминов;

наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, т.к класс приходится чаще всего делить на группы. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

Большой опыт накоплен у меня по проведению уроков контроля за знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам, словарно-орфографические диктанты, контрольные диктанты и др. Проводились и уроки-исследования, уроки-закрепления и др. Использую как готовые пакеты контролирующих программ (“RUS 5-9”) и программ-тренажеров (“Фраза", “Буква потерялась”), так и собственные, составленные мною с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки, которые помогают делать ученики.

Четвертый год я веду факультатив “Язык и компьютер". Учащимся интересно использовать свои знания одновременно по русскому языку и информатике, они работают с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, с тестами, готовимся к контрольным и зачетным урокам.

Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки.

Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.

С большим интересом ученики разных классов работают с новой программой по русскому языку “Эверест". Это контролирующая многоуровневая и в то же время игровая программа, более современная и интересная ученикам.

Наблюдения показывают, что после занятий в компьютерном классе учащиеся начинают серьезнее относиться к орфографии и пунктуации, ученик начнет убеждаться, что неправильное или небрежное написание орфограмм или пунктограмм создает реальные помехи для коммуникации.

Это интересно:

Индивидуальный подход к обучению на уроках «Окружающий мир»
Индивидуальный подход к обучению на уроках «Окружающий мир» предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с особенностями и возможностями, уровнем развития младшего школьника. При определении понятия «индивидуальный подход» А.А. Бударный и Е.С. Рабунский ограничиваются учетом особенн ...

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова
Система начального обучения Л. В. Занкова изначально ставила перед собой задачу "высокого общего развития учащихся". Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов ("ума"), волевых качеств, управляющих всей деятельност ...

Сущность педагогической технологии в развитии критического мышления через чтение и письмо
Технология критического мышления стала известна в России с 1997г., она развивается при поддержке Консорциума Демократической и Международной Читательской ассоциации в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития Критического Мышления». Проект реализуется ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru