Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Логопедическая коррекция нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии

Педагогика и воспитание » Логопедическая коррекция нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Термин "стертая" дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления "стертой дизартрии" как легкие (стертые) проявления "псевдобульбарной дизартрии", которые отличаются особой трудностью преодоления.

Позднее М.П. Давыдовой было предложено несколько измененное определение стертой дизартрии: «нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии». Она отмечает, что в практике преобладает легкая, так называемая стертая дизартрия. Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения - смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков. При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата).

Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии является то, что при всех вида активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства.

Нарушение артикуляционной моторики не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звуко –слоговой структуры слова.

Дети с дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие артикуляционных навыков, фонематического анализа и синтеза.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушениями фонетико-фонематической стороны речи. Между тем, нами обнаружено мало научно-методических разработок, посвященных оказанию помощи детям дошкольного возраста с данными нарушениями.

В настоящее время сложилось противоречие между необходимостью оказания логопедической помощи дошкольникам с нарушением фонетико-фонематической стороны речи и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в теории и практике профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Проблема исследования: каковы возможности логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушением фонетико-фонематической стороны речи со стертой дизартрией.

Цель исследования: изучение фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Объект исследования: дети дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Предмет исследования: особенности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

В своей работе мы выдвигаем гипотезу исследования: работа учителя-логопеда по коррекции фонетико-фонематической стороны речи позволяет разработать комплекс игр, направленных на развитие фонетико-фонематической стороны речи в практической деятельности учителя-логопеда.

В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1) раскрыть проблему развития фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе в научных исследованиях;

2) определить основные направления работы учителя-логопеда по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией;

3) исследовать фонетико-фонематическую сторону речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией;

4) разработать комплекс игр, направленных на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Методологической основой исследования являются положения философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления; о ведущих видах деятельности и речи в развитии личности; теория речевой деятельности (Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия); теория о словесной регуляции деятельности (В.В. Лубовский); принципы анализа речевых нарушений (Р.Е. Левина); принципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития.

Теоретическую основу исследования составили труды Арушановой А.Г., Бунак В.В., Выготского Л.С., Голубевой Г.Г., Винарской Е.Н., Каше Г.А., Филичевой Т.Б. по проблеме изучения фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе; Александровой Т.В., Аманатовой М.М., Архиповой Е.Ф., Бельтюкова В.И., Голубевлй Г.Г., Жинкина Н.И. по проблеме особенностей фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией; Горчаковой А.М., Волковой Л.С., Голубевой Г.Г., Варенцовой Н.С., Колесниковой Е.В., Каше Г.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. по профессиональной деятельности учителя-логопеда по формированию фонетико–фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Реализация цели и задач, а так же проверка гипотезы осуществлялись посредством комплекса методов исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;

- эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент. В качестве основных диагностических методик были использованы: методика на обследование звукопроизношения, методика на обследования фонетического восприятия и методика на обследование звукового анализа и синтеза слов.

- качественная и количественная обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальная база: МДОУ Д/с «Сказка», с. Починки. В исследовании приняли участие 10 детей дошкольного возраста 5 – 6 лет со стертой дизартрией.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём систематизирован материал по проблеме изучения фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе; определены особенности фонетико–фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией; рассмотрено содержание логопедической работы по проблеме развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем дана характеристика объекта и методы исследования; изучены результаты исследования фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией; разработан комплекс игр, направленных на развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.

Это интересно:

Определение и простейшие свойства двойного интеграла
Задача об объеме цилиндрического тела Наподобие того, как задача о площади криволинейной трапеции приводит к понятию простого определенного интеграла, аналогичная задача об объеме цилиндрического бруса приводит к новому понятию – двойного (определенного) интеграла. Рассмотрим тело , которое сверху ...

Историческая практика и теории закрытых общественных систем воспитания
История закрытых общественных систем воспитания представляет собой не что иное, как попытку диалектического развития антитезиса (воспитания как особой формы человеческой деятельности) обособленно от тезиса (общечеловеческой деятельности). Но, как известно, в силу Диалектики обособившаяся противопол ...

Понятие образовательный процесс
Согласно статьи 22 закона Укарины 11 июня 2001 року №2628 «Про дошкільну освіту» базовый компонент дошкольного образования – государственный стандарт, который содержит нормы и положения который определяют государственные требования к у ровню развития дошкольного возраста, а так же условия согласно ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru