Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В последнее десятилетие значительно вырос интерес исследователей в области психологии, специальной педагогики, медицины к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений развития у детей. Этот интерес непосредственно связан с тенденцией к увеличению популяции детей с поздним началом речевой деятельности, с несформированностью неречевых процессов, с нарушениями познавательной сферы, осложненными речевым недоразвитием.
В современных условиях эта проблема чрезвычайно остра, в связи с резким снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения - гиподинамия, общее состояние социальной среды, нарушение экологии. В настоящее время общество ставит перед системой образования качественно новые задачи - реализацию личностно-ориентированного обучения, дифференциацию воспитательно-образовательного процесса, направленную на формирование полноценной личности. Кроме того, разностороннее развитие ребенка как неотъемлемое право человека, является одной из важнейших задач образования на современном этапе, требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Современное развитие коррекционной педагогики характеризуется тенденциями дифференциации и индивидуализации обучения детей. Педагоги, ориентируясь на новые технологии, понимают, что только при условии своевременного и правильного обучения речи можно реализовать другие воспитательно-образовательные задачи.
К сожалению, долгие годы в дошкольных учреждениях в соответствии с действующими программами воспитатели были нацелены на формирование у детей каждой возрастной группы определенных (единых для всех) знаний, умений, навыков, а не на развитие индивидуальных речевых способностей и возможностей.
Проблема развития памяти у детей с общим недоразвитием речи существует, и решать ее нужно высококвалифицированным специалистам. Количество детей, имеющих отклонения в развитии речи, с годами, к сожалению, не уменьшается. Исходя из этого, очевидно, что необходима подготовка специалистов более высоко уровня. Для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, специальной психологии, логопедии. Кроме того, необходима согласованность деятельности всех педагогов дошкольного образовательного учреждения, а также учет выявленных специфических особенностей высших психических функций, индивидуальных возможностей и потенциальных способностей каждого ребенка.
Также решение этой проблемы будет эффективнее, если она будет решаться совместно с родителями. Влияние семьи в данном случае играет гораздо более важную роль - именно родители могут и должны создать все необходимые условия для закрепления усвоенных речевых навыков. Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада, наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Актуальность данной проблемы велика, неустойчивость внимания и памяти ведет к большим трудностям в учебном процессе, а далее во всей жизни. Следовательно, встает вопрос о необходимости проведения коррекционной работы.
Среди исследователей, занимавшихся изучением познавательного развития детей с речевой патологией, можно назвать таких ученых, как Л. С. Цветкова, Н. А. Чевелева, И. Т. Власенко, Е. М. Мастюкова, и Г. С. Гуменная, изучавшая особенности памяти.
На данный момент в педагогической практике сложились следующие противоречия:
- противоречие между пониманием со стороны воспитателя важности развития речи для развития познавательной деятельности и личностного общения и недостаточным уровнем его психолого-педагогической компетентности в решении этой проблемы;
- противоречие между готовностью, желанием воспитателя формировать детскую речь и компенсировать нарушения и отсутствием материальной базы и методического обеспечения.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Это и обусловило выбор темы нашей работы: «Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Данная работа посвящена проблеме: каковы условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Объектом исследования является процесс развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет изучения данной работы: условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель нашего исследования: изучить условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется эффективнее при следующих условиях:
- использовании словесных дидактических игр как средства развития памяти;
- использовании разных видов детской деятельности в развитии памяти.
При работе были поставлены задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
2. выявить на основе анализа научной литературы особенности развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3. изучить средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. разработать конспекты занятий по развитию памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием словесных дидактических игр.
5. разработать конспекты занятий по развитию памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием различных видов детской деятельности.
В работе использовались методы:
- анализ специальной дополнительной литературы;
- обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- библиографическое описание,
- цитирование.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные в работе занятия по формированию памяти и развитию речи могут использоваться не только специалистами (воспитателями, логопедами), но и родителями, имеющими детей с нарушениями речи.
Исследование проводилось на базе МДОУ № 197 «Детский сад комбинированного вида «Ручеек» с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в количестве 7 человек.
Это интересно:
Функциональная пропедевтика на уроках математики в
V классе
В V классе можно указать ряд упражнений, в которых учащиеся имеют дело в скрытой форме с переменными величинами. К ним относятся упражнения на изменение суммы, разности, произведения и частного дроби. Например, вопрос, как изменится произведение, если множитель увеличить в 2 раза, связан с изменени ...
Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших
дошкольников о здоровом образе жизни
С целью определения уровня представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования выступило дошкольное образовательное учреждение №16 г. Саранска. В эксперименте участвовали 24 ребенка старшего ...
Функции ролевой игры
Одной из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых. Поэтому детей интересуют иные, чем в сюжетно-отобразительной игре, стороны окружающей действительности. Сначала детей интересуют действия, которые выполняют взрослые, а потом - взаимоотношения и общение людей. В сюже ...