Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Современная российская школа переживает обновление содержания, форм и методов обучения в целях поиска путей наиболее эффективного личностного развития учащихся на основе воспитания потребностей в творчестве, самообразовании, формировании ответственного отношения к процессу учения и в целом к собственной жизни. Это определило актуальность избранного нами направления исследования.
В научной литературе существуют разночтения в трактовке понятия «творчество». Так В.Н. Дружинин определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.
В.А. Далингер понимает творчество как целенаправленную теоретическую и практическую деятельность человека, которая приводит к созданию новых, ранее не известных гипотез, теорий, методов, новых технологий, произведений искусства и литературы. В этих определениях (несмотря на различия в деталях), как и в исследованиях большинства ученых, творчество предстает как сложно структурированный, многокомпонентный, разноаспектный способ деятельности.
В результате анализа существующих подходов в понимании творчества, нами было создано рабочее определение этого понятия, как наиболее разностороннего, полного, эмоционального, духовно и культурно богатого удовлетворения потребности в самореализации и познании мира. При этом под познанием понимается процесс целенаправленного теоретического и практического освоения закономерностей и связей различных явлений, в результате чего появляется новый личностно и социально значимый объект.
Особенностью данного исследования стало изучение детского творчества, где приоритетным становится, прежде всего, личная значимость.
В своей концепции мы опирались на результаты исследований Л.С. Выготского о творческой активности ребенка, видевшего пути эффективного приобщения учащихся к творчеству через развитие познания различных элементов действительности. Исходя из этого, творческая активность понимается нами как устойчивое качество личности, характеризующееся осознанием собственных потребностей, возникающей из них мотивацией; пониманием их культурных оснований; владением технологией реализации средств их удовлетворения и созданием качественно новых творческих продуктов, выраженных общепринятыми средствами.
В условиях модернизации и поиска новых форм обучения реализация практической программы нашего исследования осуществлялась на базе студии «Геометрия-Компьютер-Геометрия» при кафедре геометрии математического факультета УрГПУ. Для этого были организованы систематические занятия кружка «Фракталенок». В его работе (2009г.–2011г.) выделены три направления: «Оригами и фракталы» (5 класс), «Фракталы и Лого» (6 класс), «Фракталы и Pascal» (7-9 классы).
Основными задачами проведения занятий были:
формирование представлений об основных понятиях как классической, так и фрактальной геометрии;
расширение области пространственного опыта
развитие таких мыслительных операций как сравнение, анализ, классификация и др.;
стимулирование творческой активности учащихся в процессе познавательной деятельности.
При этом развитие творческой активности учащихся рассматривается как условие достижения большей продуктивности в осмыслении как ключевых геометрических понятий, так и других вышеперечисленных задач.
Рассмотрев основные качества человека-творца и взяв за основу классификацию уровней степени сформированности творческой активности [5], мы разработали следующую ее характеристику (ниже приведена часть таблицы – представлены два компонента):
творческая активность учащийся кружковый
Уровни творческой активности. Табл. 1
№ п/п |
Уровень творческой активности |
Мотивационно-эмоциональный и волевой компоненты |
Интеллектуальные способности и умения |
1 |
Подражание |
Познавательный интерес занимательного характера. Радость открытия не испытывают. Неспособны самостоятельно преодолевать трудности. При наличии яркого эмоционального впечатления у них появляется желание «сделать также». |
Происходит накопление знаний, опыта в конкретном виде деятельности. Предпочитают пользоваться готовыми способами решения. Основной метод в их работе – это метод «проб и ошибок». От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются. |
2 |
Элементарный (нереализованные возможности) |
К заданиям, носящим нестандартный характер, проявляют интерес. Любознательны, что выражается в большом количестве уточняющих вопросов. Не способны самостоятельно преодолеть трудности при выполнении учебных заданий. В случае получения нового результата или продукта испытывают радость открытия. Неадекватная самооценка собственных возможностей. Самоконтроль самостоятельно осуществлять не могут. |
Склонны к репродуктивной деятельности. Обладают такими умениями, как сравнивать, выделять главное. Могут решать задачи на основе частичной перестройки и выбора способов из ранее известных. |
3 |
Наличие интереса к творчеству и готовность к нему |
Учащиеся этого уровня характеризуются присутствием стремления отойти от деятельности по образцу и отстаиваем своих творческих позиций, объективной самооценкой своих возможностей. Наблюдается возросшая самостоятельность в преодолении возникающих трудностей. Готовы придти на помощь, порадоваться успеху и сопереживать неудачам. товарища |
Низкий уровень развития способностей переноса знаний и умений в новую ситуацию. «Генераторы» идей. Умеют создавать предварительный замысел. Способность к фантазии проявляют в основном в конкретной области деятельности. |
4 |
Ситуативное творчество |
Способны ставить цель. Стремятся выполнить работу, требующую нестандартность мысли. Радость открытия испытывают в случае получения оригинального результата. Недостаточно смелы и решительны в отстаивании своей собственной точки зрения. |
Алгоритмизированные задания выполняют только из-за того, что требует учитель. Генерация идей происходит незаметно для окружающих. Проявляют элементы креативности при выполнении заданий. |
5 |
Творчество в избранной области |
Решительны в отставании своей точки зрения только в пределах избранной ими области деятельности. Могут проявлять интеллектуальные и волевые усилия для достижения поставленной цели. |
Творчество – стимул познавательной деятельности. Сильно развито стремление к творческим достижениям. Хорошо развита способность планирования своей деятельности. Способны к рефлексии, коррекции, доработке и совершенствованию первоначального замысла. |
6 |
Творчество как стиль деятельности |
Осознают свою мировоззренческую позицию в творчестве. Любое задание творческого характера способно увлечь их. Радостью открытия готовы поделиться с окружающими. |
Характеризуются независимостью суждений и критичностью мышления. |
Это интересно:
Возможности использования уроков-экскурсий для формирования познавательного
интереса младших школьников
Экскурсия (от лат. excursio - поездка) является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную акти ...
Знaчение экскурсий в преподавании биологии
Всякая экскурсия, как бы велика или скромна ни была её цель, включает в себя не только образовательный, но и воспитательный элементы. Поэтому, приступая к детальному ознакомлению с задачами экскурсионного метода, необходимо различать два основных типа задач - образовательные и воспитательные. Какие ...
Работа по развитию речи учащихся на материале пословиц и поговорок
на уроках литературного чтения в начальной школе
Анализ учебников для чтения был направлен на решение следующих задач: - выяснить, какое место занимают пословицы и поговорки в содержании учебного материала (количественный анализ); - определить тематику пословиц (качественный анализ); - определить типы заданий к данным жанрам фольклора, представле ...